Зачем идти на первую в россии выставку гиф-арта. Зачем идти на первую в россии выставку гиф-арта Крупные арт-институции как-то работают с гиф-артом

куратор выставки Gif-Gif-GaF

Как появился и как эволюционировал жанр гиф-арта?

«Физическими» предками гиф-арта были замечательные оптические приборы, получившие распространение в начале XX века - всяческие зоотропы, фенакистископы, тауматропы и прочие крутилки и вертелки, в которых анимация возникает в силу оптических эффектов и особенностей восприятия человеческого глаза.

Зоотропы и сегодня остаются востребованными формами для интерпретации художниками, и не так давно французский аниматор сделал огромный торт , который надо крутить, чтобы получилась анимированная история по принципу зоотропа. У нас на выставке также представлены несколько зоотропов, и они стабильно вызывают восторг у зрителей.

Официальной же датой появления цифрового GIF является 15 июня 1987 года, когда компания Compuserve представила новинку - «формат для обмена изображениями» - GIF (Graphics Interchange Format), использующий специальный метод сжатия.

То есть GIF появился аж почти 30 лет назад как техническая необходимость раннего интернета. Компьютеры были маломощные, интернет супермедленный, а движущиеся картинки хотелось выкладывать. Интересно, что создатели формата настаивали на произношении этого слова как «джиф» (jeaf), и это и есть правильное произношение этого слова. Но правильное - не всегда самое популярное. Интернет-юзеры в большинстве своём отвергли странно звучащее смягчение буквы Г в начале слова и до сих пор предпочитают говорить «гифки» вместо «джифки». Споры вокруг названия были особенно жаркими в конце 1990-х -начале 2000-х, и у приверженцев «джифа» есть отдельная страница , посвящённая проблематике произнесения слова.

Поворотным моментом для судьбы гифа стало появление Tumblr и других схожих социальных сетей и блогов, которые внедрили возможность публикации формата GIF. С этого момента, гифизация интернета пошла полным ходом. А в 2012 году Оксфордский словарь мало того, что объявил «гиф» словом года, ещё и с этого года стало возможно гифить (to gif) - слово приобрело дополнительное значение глагола.

Гиф-арт уникален тем, что с успехом абсорбирует элементы разных видов искусства - фотографии, анимации, видеоарта, кино, всеяден с точки зрения тем, достаточно легко (на сегодняшний день) изготовляем и не требует больших усилий для распространения в сети. Жестокие стробы могут сменяться выверенными синемаграфами, мемы-артефакты из кино перемешиваются с остроумными анимациями уличных граффити или домашними съёмками порно. Всё это - гиф-арт, и потому этот формат велик, ужасен и в то же время прекрасен.

Вирусные гиф-арты - это выборочная цифровая память общества. Процесс естественного отбора гифов, который попадает в ранг вирусного и перепощивается много-много раз до полной потери авторства, а зачастую и изначального вида - один из самых интересных с точки зрения феномена жизни этого жанра в сетях. Одна из задач такого гиф-арта - подхватить момент, поймать то, что станет якорем коллективной памяти того или иного момента.

Какие есть направления гиф -арта?

Естественно, что гиф в том числе отражает общие тенденции, характерные для дизайна того или иного периода времени. Условную типологию гиф-арта мы сформировали в рамках выставочного проекта.

На выставке каждый зал посвящён определённому направлению: синемаграфы, микроистории, гипноабстракции, восемь бит и пиксель-арт-гифы, а также всевозможные ответвления - вигглграмы, которые симулируют эффект объёма с помощью смещения угла камеры на нескольких кадрах, гифити, придуманные английским художником INSA и представляющие из себя и прочие разновидности.

Синемаграф, например, - один из очень популярных жанров последнее время - это фото, как правило, профессионально снятое, постановочное или репортажное, на котором анимирована только лишь небольшая часть картинки.

Один из трендов последних лет, который, правда, по наблюдениям, уже перестаёт быть столь популярным - это гифки, в которых происходит вращение вокруг своей оси объектов. Есть даже целый ресурс, который агрегирует гифы только такого формата.

Гиф-художники также очень любят упражняться в интерпретациях художественного наследия. Одно из популярных направлений - оживлять или вживлять инородные предметы в исторические произведения искусства.

Наиболее поднаторел в этом и приобрёл весомую известность (художника приглашают делать спецгифы музеи и глянцевые журналы) .

Или Кевин Джей Вер, который специализируется на том, что помогает старинным фотографиям приобрести новую жизнь в ироничных гиф-анимациях .

Scorpion Dagger aka Джеймс Керр



Как вы отбирали участников выставки?

Поскольку это первая офлайн-выставка GIF-арта в России, мне довольно важно было сделать своего рода мини-антологию жанров, я выделила в рамках выставочной концепции несколько жанров гиф-арта, актуальных на сегодняшний момент. Эта типология условная, но тем не менее отражает большие блоки и направления, по которым развивается гиф-арт.

Все художники, которые представлены на выставке, - это художники, которые сознательно выбрали гиф-арт своей художественной стратегией и в рамках этого формата сформировали творческий подход. На GIF-GIF-GAF представлены довольно известные имена в сфере гиф-арта, такой cream of GIF art, насколько это вообще возможно в рамках данного жанра. Для меня также важно было показать некоторые очень узнаваемые работы, чтобы люди могли, придя на выставку, сказать: «А-а, я это видел!» - и посмотреть на эти работы, во-первых, в совершенно другом контексте и масштабе, а во-вторых, узнать, что у этой гифки, которую человек когда-то где-то видел, есть автор, и автор её сделал не просто как случайность, а как часть своей ежедневной творческой работы и исследования.

Кто в итоге попал в основную программу?

В выставке приняли участие 23 художника в «основной программе», а также четыре победителя Open Call. Состав получился максимально интернациональный: США, Испания, Германия, Греция, Чили, Великобритания, Венгрия, Словения, Сербия, Хорватия, Бразилия, Сингапур, Польша, Германия, Канада и, конечно, Россия.

В частности, на выставке представлены несколько очень громких имён - художник из Великобритании INSA, который изобрёл собственный жанр гиф-арта - гифити и создаёт аналоговый гиф-арт на улицах по всему миру путём последовательного накрашивания слой за слоем кадры анимации как граффити, а отзеркаленными к художественному методу INSA показаны работы сербского художника Made by ABVH, прославившегося своими анимациями граффити Бэнкси.

Чилиец Джон Джейкобсен создаёт невероятно красивые странные скульптуры - синемаграфы с переливающимися слоями текстур, на выставке будут представлены работы из его двух последних серий - The Present, посвящённая хаосу ощущения субъективного времени, моделью здесь выступил сам художник, и вторая серия Insula, посвящённая, по словам художника, новому виду - «цифровому homo sapiens», также на выставке будут показаны работы любимца виджеев всего мира DVDp (Дэвид Закали), который создаёт гипнотические минималистичные абстракции, Scorpion Dagger (Джеймс Керр) - один из самых известных художников гиф-арта, специализирующийся на ироничной анимации картин эпохи Ренессанса, который смешивает культурные коды современности с кодами той эпохи, выходит очень смешно и познавательно.

Покажем работы Николаса Сассуна, одного из самых выдающихся гиф-художников, выставляющегося по всему миру, который работает в графической эстетике старых компьютерных систем и восьми бит. А также работы очень талантливой американской художницы Киттен Джане, которая создаёт разноцветных кибергизированных существ, которые, по её словам, являются жителями интернет-пространств и часто грустят.

Будет «народный» гиф Аристарха Чернышёва, который представляет собой коллекцию, собранную им за последние несколько лет, так называемого «анонимного» гиф-арта, то есть, по идее, не имеющего определённого авторства и распространяющегося по сети как вирус.

Институционализация и перевод гиф-арта

в офлайн - это общемировая тенденция

последних нескольких лет.

Гиф-арт - изначально искусство, существующее в цифровом пространстве. Зачем переносить его офлайн-среду? И что в принципе представляет собой офлайн-презентация гиф-арта?

В определённый момент стало понятно, что из моря бесконечного анонимного «народного» гифа возникла целая плеяда художников, которые сознательно и последовательно работают с этим медиа. Их работы зачастую становятся отдельными произведениями искусства, которые достойны того, чтобы зритель мог их рассмотреть и увидеть в большом формате и в условиях галереи.

Или, например, группа галерей Тейт в прошлом году устраивала специальную выставку и вечеринку гиф-арта, который был сделан по мотивам предложенных произведений искусства XIX века из коллекции Tate Britain. Более того существует уже некоторое количество офлайн-фестивалей гиф-арта, проводящихся в Европе.

Как в целом обстоят дела с гиф-артом в России? Существуют ли выставочные пространства, практика кураторства и прочее?

Что касается выставочных проектов, целиком и полностью посвящённых гиф-арту, эта выставка, насколько мне известно, первая в России. Формат гифа - это «кисточка», которой довольно легко можно научиться самостоятельно, поэтому вряд ли имеет смысл делать отдельный курс по созданию гиф-арта, образовательный процесс гиф-артиста должен быть схож с образовательным процессом современного медиахудожника. Но вот мастер-класс провести на эту тему у меня в планах. В рамках данной выставки либо в рамках фестиваля Plums Fest.

Как определить грань, отделяющую категории искусства и дизайна в случае гиф- и нет-арта?

Точно так же, как и в любом другом медиаарте. Если же говорить о том, в какой момент гиф-арт перестаёт быть «народным» и становится авторским, то тут всё очень просто. Как только становится известен автор произведения гиф-арта, причём он становится известен не паре людей, а множеству - в этот момент происходит условная легитимизация перехода гиф-арта из анонимного/«народного» в разряд авторского искусства.

Крупные арт-институции как-то работают с гиф-артом?

Галерея Саатчи, например, в 2014 году основала ежегодный конкурс гифов Motion Photography Prize, где анимированный гифы судит сама Синди Шерман. И есть все шансы, что этот конкурс станет своего рода аналогом премии Тёрнера в сфере гифа.

Институционализация и перевод гиф-арта в офлайн - это общемировая тенденция последних нескольких лет. Например, работу над переводом гиф-формата в область искусства систематически проводит онлайн-галерея 15 Folds , которую основала троица Джолион Варли, Марго Боуман и Шон Фрэнк, ежемесячно объявляет тему и приглашает 14 художников прислать свои гиф-арты. Они же проводят офлайн-выставки гиф-арта в Лондоне, при этом представляя сами гиф-работы в виде огромных QR-кодов. Для просмотра выставки необходимо скачать приложение дополненной реальности и поочерёдно наводить свой девайс с приложением на стены.

Все мы любим новый год(кроме меня:^)), так как он приносит нам кучу всего нового. Так вот. В этот раз он принесет нам нового персонажа на канал и множество обновлений

Знакомтесь, это Шегрим

Я его создал пару дней назад, но у него тут же появились фанарты, причем довольно годные

Этот персонаж будет на канале и он самая главная причина изменений

Изменения

Жители моего канала разделятся на две части:

Персонажи и Актеры

Актеры - это те кто существуют на самом деле и могут с вами общаться. Их характер отличается от персонажей

Персонажи - это по сути основые персонажи вселенной которую я создам. Будет ли это веб комикс, анимация или музыкальное видео, я еще не знаю.

Lil Beast(я, тоесть: Дымка, Лил и тд.)

Ферлюций

П.С: я упоминал про расслоение личности? Так вот это оно.

Персонажи

Зверь(Дымка)

???(я еще имя не придумал, но это Пятая, она - проклятье из Египта)

Ферлюций(я еще додмаю на счет него)

Войстру(Антогонист, толкающий наших героев на необдуманные поступки)

Персонажи вне этой вселенной(они во вселенной Пони)

Сюжет моей вселенной

О нем вы сможете прочитать в старом референсе про Дымку. Я опирался на пожар в лесу и людей. Зверь - это хранитель нового леса около которого протекает небольшая река. В эту реку случайно из-за шторма занесет Шегрима. Естествена и предсказуема их встреча, но что из этого выйдет - остается только ждать выхода хоть чего либо.

Интернета вчерашнего дня больше нет. Давно прошли времена HTML, scrolly-текста и китча графики. Тем не менее из пепла Web 1.0 удивительным образом восстают анимированные GIF-файлы. Дело тут не только в ностальгии. То, что раньше повсеместно украшало веб-страницы обычных home users, в настоящее время представляет из себя нечто большее. Как их обозначил современный художник и блогер Том Муди , это «повсеместное мини-кино».


GIF как естественная часть экологии сети

По своей сути анимированный GIF-файл состоит из нескольких изображений низкого качества, которые отображаются последовательно. Многим представляется, что гифы - порождение интернета, на самом же деле, новый формат обмена графическими данными, известный как GIF, был представлен CompuServe еще в 1987 году. Поддержка GIF-анимации впервые появилась в Netscape Navigator версии 2.0, позже была распространена и на остальные браузеры.

Возвращаясь к 1992 году, даже имей вы в наличии самое быстрое мыслимое соединение, речи о просмотре видео и быть не могло, да и изображения загрузить было невозможно. Решение было простым: появились крошечные анимированные иконки, дающие жизнь некогда плоской и скучной всемирной паутине. Рассматривая историю под этим углом, GIF-арт - пережиток изначальный веб-экологии, которому удалось выжить и возродиться в новом качестве в актуальном времени.

О главных вехах гиф-культуры можно разобрать в блоге художника Райдера Риппса , который собрал сайт-архив Internet Archeology : здесь есть гифы с танцующим Джимом Керри, единорогами в глиттере, водопадами, антихристами и прочей милостью начиная с 1996 года.

На модном нью-йоркском сайте Complex выложен таймлайн с пятьюдесятью самыми известными гифами с момента их появления.

История эволюционировала от линии с пылающим огнем внизу самых ординарных веб-страниц до безжалостных мигающих изображений в пол-экрана, способных вызвать разве что приступ эпилепсии. Среди знаковых гиф-картинок - известная Under Construction, которую вешали повсеместно, тем самым говоря, что сайт не так уж плох и нуждается в доработке. Очень популярными долгое время были « танцующие» гифы - будь то ребенок, Бэтмен или даже Жан-Клод Ван Дамм.

Позже добрались до современных селебрити, особенно популярным объектом была скандальная Пэрис Хилтон. Вот уже десятилетие никуда не деться от присутствия животных в гифах, начиная от самых милых и нелепых ситуаций, когда котенок, не рассчитав траекторию, падает в нескольких сантиметрах от стола, до кота в 3D-очках. Часто GIF, как правило, связан с абстрактными гипнотизирующими изображениями или сексапильными девушками, Камасутрой и прочим развратом. В общем, тематика и разнообразие самых популярных гифов не сильно отличается от самых популярных тем обоев для рабочего стола.

Уже несколько лет гифы - вирусное искусство, часть всего происходящего в постмодернизме, подминающая под себя любой контент. Например, в 2007 году благодаря Саше DZA появилось знаменитое русскоязычное сообщество weird_gif . Вот как Саша вспоминает создание первого комьюнити гиф-арта на русском языке:

Саша DZA
музыкант и дизайнер

Четыре года назад я устроился работать редактором сайта Livejournal.ru и по этому случаю завел аккаунт в ЖЖ. Мне быстро наскучило постить туда обычные картинки, поэтому, как только там набралось какое-то количество читателей, я занялся терроризмом - каждую картинку к посту я переделывал в разноцветный мигающий гиф постил ее десять раз подряд, затем вставлял в пост картинку с разрешением 4999x9999 пикселей и в конце самым большим шрифтом писал "подчиняйтесь!

Однажды я даже устроил "день ста постов", его многие помнят. В этот день я запостил ровно сто сообщений, в каждом от пяти до ста картинок или гифов. Я решил создать такое сообщество, куда каждый мог постить что угодно, лишь бы мигало и смешно, и именно так появилось weird_gif» .


GIF как момент времени

Человеческая память устроена таким образом, что запоминает изолированные моменты времени. Модель человеческой памяти Аткинсон-Шифрина делит ее на долгосрочную, краткосрочную и сенсорную: львиную долю впечатлений и большинство вещей, которые с нами происходят, мы забываем, а в нашем мозге остается лишь несколько избранных моментов. Активную жизнь GIF-файлов можно объяснить тем, что они способны приостанавливать моменты во времени, выделяя лишь необходимую информацию, заключающуюся в особых эмоциях.

Будь то хоум-видео вашего друга, где он корчит рожи, или Jermaine and Bret Getting Buck из Flight of the Conchords (или даже, да, порно), GIF является своего рода медиапамятью, которая выделяет самые мощные моменты нашего общего опыта, вызывая наше общее признание или смех.


GIF как средство самовыражения

Популярность гиф-арта порой связывают с появлением тумблогов и других социальных сетей, позволяющих делиться вирусными медиа простым нажатием кнопки Reblog. Паркер Ито , художник и самонареченный интернет-эксперт, считает, что это результат нового тренда в искусстве - « отдавать-и-брать» ” пространство интернета - « если это не онлайн, этого не существует». Он пишет, что есть огромное сообщество художников, с которыми очень легко связаться, но это мало кому интересно. Традиционным (« галерейным») миром искусства заправляет более старшее поколение, которое еще не до конца освоило интернет и перспективы искусства нового медиа.

Райдер Риппс, создатель ранее упомянутых Dump.fm и Internet Archeology, утверждает, что « величайшее искусство превосходит объект», подразумевая под этим значение идеи как таковой:



Райдер Риппс

художник

Когда коллекционеры вкладываются в искусство, они не покупают физический объект - большее количество предметов современного искусства любой может продублировать: коллекционеры покупают сертификат, подтверждающий их владение частью Идеи. Отсюда получается, что то искусство дорого, которое в значительной степени повлияло на массы. Это и привлекает меня в интернет-искусстве, где все есть Идея, тут нечем владеть, кроме Идеи.


Но GIF - это не то, что мы сохраняем в папку на рабочем столе и просматриваем время от времени. На одной их старейших страниц о веб-культуре Metafilter про GIF пишут следующее :

GIF играет активную роль в коммуникации, особенно когда речь идет о социальных сетях и блогах, таких как 4chan и Tumblr, где картинка - более распространенный способ ответа по сравнению с текстом. Так, большинство изображений на 4chan (не широкого формата) являются "изображениями-реакцией", визуальным ответом на сообщение. На MyFaceWhen , допустим, собрана целая коллекция человеческих эмоций в виде фотографий. Часто в виртуальности для выражения нашего мнения или эмоции вместо того, чтобы пускаться в текстуальные абстракции, мы используем лица других людей вместо наших собственных.

Этот метод настолько не только эффективен, но и остроумен: эта два факта приводят к абсолютному принятию подобной формы общения. Многие создают огромные библиотеки GIF-файлов у себя на компьютере, чтобы быть подготовленными для своевременного и адекватного анимационного ответа. GIF-площадка Dump.fm - виртуальная страна чудес для подобного рода визуального языка. То, как общаются пользователи, похоже на общение на заре чатов в ранние девяностые, только dumpers общаются посредством отсылаемых друг другу изображений.


GIF для искусства и анимации

GIF стал особенно актуален в последние пару лет для тех, кто работает в сфере пиксельного искусства, где эстетика ранней компьютерной графики ценится превыше всего. Такие люди, как дизайнер Пол Робертсон , ответственный за визуальное оформление последней игры Scott Pilgrim, также известен своими чрезвычайно популярными анимационными internet cult films . Пол использует GIF в качестве основного сырья при создании своих мини-мультфильмов, так напоминающих культуру ранних видеоигр. На фоне любви к восьмибитной музыке и игре Mario его анимационные видео смотрятся на одном дыхании.

Это увлечение эстетикой цифрового несовершенства - одного поля ягода с ростом популярности пиксел-арта, развитию и музыки chiptune . Без сомнения, постоянное присутствие GIF на протяжении многих лет нашло свой отклик в многочисленных субкультурах и многом другом. Взять хотя бы известный среди художественного сообщества веб-сайт Rhizome . В 1996 году его основатель художник и куратор Марк Трайб всего лишь хотел составить небольшой список адресатов из электронной почты. Спустя некоторое время список перерос в веб-сайт с задачей предоставить открытый и постоянный доступ к исторической и ныне действующей коллекции искусства новых медиа : интерактивного дизайна, видеоарта, медиа-арта и перформанса.