Графические файлы. Форматы растровых графических файлов Форматы графической информации

Значение файловых форматов и их возможностей является одним из ключевых факторов в компьютерной графике. Для каждого способа применения изображения (полиграфия, просмотр на мониторе, передача по сети и так далее) существуют свои стандартные форматы.

Выбор конкретного формата для определенного приложения обычно предполагает различные взаимозависимые соображения, включая качество, гибкость, вычисления, хранение или эффективность передачи и возможность поддержки существующими программами.

Все форматы можно условно разделить на растровые и векторные , в соответствии с двумя типами графических изображений.

Растровые форматы

TIFF (Tagged Image Format)

Является на сегодняшний день самым распространенным из графических форматов для растровых изображений, фактически - промышленным стандартом. TIFF поддерживается практически всеми программами на платформах PC и MacIntosh. Кроме поддержки всех цветовых моделей, может сохранять обтравочные контуры, альфаканалы, установки печати, калибровочную информацию. Включает схемы сжатия для уменьшения размера файла. Применяется для хранения сканированных изображений и размещения их в программах графического дизайна и издательских системах, для обмена растровыми изображениями между платформами.

PSD (PhotoShop Document)

Внутренний формат программы Adobe Photoshop. Поддерживает 48-разрядное кодирование цвета и различные цветовые модели. Сохраняет информацию о внутренней структуре файла. Используется для хранения документов, нуждающихся в редактировании. Окончательный вариант изображения перед использованием в других приложениях, необходимо преобразовать в формат TH3FF.

JPEG (Joint Photographic Experts Group)

Возник как формат сжатия файлов. При каждом сохранении в JPEG происходит потеря качества, т.к. в данном формате применяется алгоритм сжатия изображений с потерей качества. Размер файла может быть уменьшен в десятки раз (степень сжатия задается пользователем). Поддерживает полутоновые и полноцветные изображения в моделях RGB и CMYK, обтравочные контуры, цветовые профили. Используется преимущественно для передачи изображений по сетям. Использование в полиграфии нежелательно. В любом случае, в формате JPEG следует сохранять только конечный вариант работы, поскольку каждое новое сохранение приводит к дополнительным искажениям данных.

Photo CD

Разработан фирмой Kodak для хранения библиотек цифровых растровых изображений высокого качества. Изображения в формате Photo CD записываются на специализированных рабочих станциях Kodak. Файлы данного формата имеют внутреннюю структуру, обеспечивающую хранение изображения с фиксированными величинами разрешений. Формат поддерживает только цветовое пространство Photo YCC, сжимает изображения с минимальными потерями цветовой информации.

Windows Bitmap

Данный формат предназначен для использования в операционной системе WH3ndows. Поддерживает индексированные и RGB модели. Не сохраняет обтравочные контуры, альфаканалы и цветовые профили. В издательской деятельности не применяется.

GiF (Graphics Interchange Format)

Разработан специально для передачи растровых изображений по сетям. Поддерживает алгоритм сжатия LZW и индексированные цвета, не поддерживает дополнительные каналы, обтравочные контуры и цветовые профили. Файл GIF может содержать не одну, а несколько растровых изображений, которые демонстрируются поочередно с указанной в файле частотой (GIF-анимация). В издании не применяется.

Векторные форматы

Большинство векторных форматов могут также содержать не только векторную информацию, а также внедренные в файл растровые объекты или ссылку на растровый файл (технология OPI).

Сложность при передаче данных из одного векторного формата в другой заключается в использовании программами различных алгоритмов при построении векторных и описании растровых объектов.

WMF (Windows MetaFile)

Является внутренним форматом Windows, служит для передачи векторов через буфер обмена (Сlipboard). Однако данный формат искажает цвета, не сохраняет ряд параметров векторных объектов и плохо поддерживается программными приложениями на платформе MacH3ntosh.

PDF (Portable Document Format)

Формат PDF был создан фирмой Adobe в качестве формата электронного документооборота. PDF-файлы сохраняют форматирование документа на разных компьютерных платформах и в различных прикладных программах. Из-за небольших объемов PDF-файлов наилучшим способом их пересылки стали средства электронной почты и H3nternet. Формат PDF все более приближается к тому, чтобы стать общепринятым редактируемым стандартом, независимым от сред и устройств, позволяющим строить на его основе устойчивый технологический процесс для всей цепочки издательского процесса вывода на экран, печать или CD. PDF является странично-ориентированным, в отличие от PostScript, файлы которого являются исходными текстами, интерпретируемыми устройствами печати или программами. В настоящее время существуют растровые процессоры, которые позволяют использовать в качестве входящего файла файл в формате PDF.

Adobe PostScript

Является языком описания страниц. Файлы этого формата представляют собой программу с командами на выполнение для выводного устройства и создаются с помощью функции Print to file (Печатать в файл) графических программ при использовании драйвера PostScript-принтера. Такие файлы содержат в себе сам документ, все связанные файлы (растровые и векторные), использованные шрифты, информацию о цветоделении и растрировании, управлении цветом и другие данные. Используются графическими программами и издательскими системами.

EPS (Encapsulated PostScript)

Формат EPS (Encapsulated PostScript) представляет собой упрощенную версию PostScript: не содержит в одном файле более одной страницы, не сохраняет ряд установок для принтера. Формат позволяет хранить все типы изображения в любой цветовой модели. Поддерживается и редактируется всеми современными графическими и издательскими программами. Применяется как обменный формат в полиграфии.

Существует два варианта данного формата: без экранной версии и с экранной версией изображения с низким разрешением. Если печатающее устройство не поддерживает язык PostScript, то на печать выводится изображение с низким разрешением.

DXF

Формат DXF является форматом обмена чертежными данными в системах автоматизированного проектирования. Данный формат поддерживает большинство CAD-приложений, а также многие графические программы, в том числе CorelDraw, FreeHand. Формат DXF способен передавать информацию о трехмерных формах, включая каркасы и заполненные плоскости. В картоиздании используется преимущественно в качестве обменного формата для преобразований типа ГИС Издательские системы.

Знание файловых форматов и их возможностей является одним из ключевых факторов в допечатной подготовке изданий, подготовке изображений для web и в компьютерной графике вообще.

Да, сегодня нет такого калейдоскопа расширений, как в начале 90-х, когда каждая компания-производитель редакторов изображений считала своим долгом создать свой файловый тип, а то и не один, однако это не означает, что "все нужно сохранять в TIFF, а сжимать JPEG`ом".

Каждый, из утвердившихся сегодня форматов, прошел естественный отбор, доказал свою жизнеспособность и нужность. Все они имеют какие-то характерные особенности и возможности, делающие их незаменимыми в работе.

Знание особенностей, тонкостей технологии важно для современного дизайнера так же, как для художника необходимо разбираться в различиях химического состава красок, свойствах грунтов, типах металлов и породах дерева.

Основное назначение Знания, по большому счету, это расширение возможностей человека, увеличение степени его свободы, когда человек поступает так, как считает нужным, а не так, как вынуждают его обстоятельства.

Форматы:

GIF | JPEG | PNG | TIFF | PostScript | EPS | PDF | Scitex CT | Adobe Photoshop Document | Adobe Illustrator Document | Macromedia FreeHand Document | CorelDRAW Document | PICT |WMF | BMP | RTF

Методы сжатия:

LZW | JPEG | Huffman | CCITT | RLE (Run Length)

Все графические данные в компьютере можно разделить на две большие ветви: растровую и векторную. Векторы представляют из себя математическое описание объектов относительно точки начала координат. Проще говоря, чтобы компьютер нарисовал прямую нужны координаты двух точек, которые связываются по кратчайшей, для дуги задается радиус и т.д.

Таким образом, векторная иллюстрация это набор геометрических примитивов. Большинство векторных форматов могут так же содержать внедрённые в файл растровые объекты или ссылку на растровый файл (технология OPI).

Сложность при передаче данных из одного векторного формата в другой заключается в использовании программами различных алгоритмов, разной математики при построении векторных и описании растровых объектов.

OPI (Open Prepress Interface) - технология, разработанная фирмой Aldus, позволяющая импортировать не оригинальные файлы, а их образы, создавая в программе лишь копию низкого разрешения (эскиз) и ссылку на оригинал. В процессе печати на принтер, эскизы подменяются на оригинальные файлы. Применение OPI, вместо простого внедрения, (embedding) дает возможность экономить ресурсы компьютера (прежде всего, память), заметно повышая его производительность. OPI является основной работы с импортированными графическими файлами в таких программах, как FreeHand и QuarkXPress, широко применяется в других продуктах.

Растровый файл устроен проще (для понимания, по крайней мере). Он представляет из себя прямоугольную матрицу (bitmap), разделенную на маленькие квадратики - пикселы (pixel - picture element). Растровые файлы можно разделить на два типа: предназначенные для вывода на экран и для печати.

Разрешение файлов таких форматов как GIF , JPEG , BMP зависит от видеосистемы компьютера. В старых Маках на квадратный дюйм экрана приходилось 72 пиксела (экранное разрешение), на Windows единого стандарта не сложилось, но сегодня чаще всего употребляется значение 96 пикселов на квадратный дюйм экрана. Реально, однако, эти параметры теперь стали довольно условными, так как почти все видеосистемы современных компьютеров позволяют изменять количество отображаемых на экране пикселов.

Растровые форматы, предназначенные исключительно для вывода на экран, имеют только экранное разрешение, то есть один пиксел в файле соответствует одному экранному пикселу. На печать они выводятся так же с экранным разрешением.

Растровые файлы, предназначенные для допечатной подготовки изданий имеют, подобно большинству векторных форматов, параметр Print Size - печатный размер. С ним связано понятие печатного разрешения, которое представляет из себя соотношение количества пикселов на один квадратный дюйм страницы (ppi, pixels per inch или dpi - dots per inch, - термин не совсем верный, но часто употребимый).

Печатное разрешение может быть от 130 dpi (для газеты) до 300 (высококачественная печать), больше почти никогда не нужно.

Растровые форматы, так же отличаются друг от друга способностью нести дополнительную информацию: различные цветовые модели, вектора, Альфа-каналы или каналы плашковых (spot)-цветов, слои различных типов, интерлиньяж (черезстрочная подгрузка), анимация, возможности сжатия и другое.

GIF (CompuServe Graphics Interchange Format)

Независящий от аппаратного обеспечения формат GIF был разработан в 1987 году (GIF87a) фирмой CompuServe для передачи растровых изображений по сетям. В 1989-м формат был модифицирован (GIF89a), были добавлены поддержка прозрачности и анимации. GIF использует LZW-компрессию, что позволяет неплохо сжимать файлы, в которых много однородных заливок (логотипы, надписи, схемы).

Метод сжатия LZW (Lempel-Ziv-Welch) разработан в 1978 году израильтянами Лемпелом и Зивом и доработан позднее в США. Сжимает данные путем поиска одинаковых последовательностей (они называются фразы) во всем файле. Выявленные последовательности сохраняются в таблице, им присваиваются более короткие маркеры (ключи). Так, если в изображении имеются наборы из розового, оранжевого и зеленого пикселов, повторяющиеся 50 раз, LZW выявляет это, присваивает данному набору отдельное число (например, 7) и затем сохраняет эти данные 50 раз в виде числа 7. Метод LZW, так же, как и RLE , лучше действует на участках однородных, свободных от шума цветов, он действует гораздо лучше, чем RLE, при сжатии произвольных графических данных, но процесс кодирования и распаковки происходит медленнее.

GIF позволяет записывать изображение "через строчку" (Interlaced), благодаря чему, имея только часть файла, можно увидеть изображение целиком, но с меньшим разрешением. Это достигается за счет записи, а затем подгрузки, сначала 1, 5, 10 и т.д. строчек пикселов и растягивания данных между ними, вторым проходом следуют 2, 6, 11 строчки, разрешение изображения в интернетовском браузере увеличивается. Таким образом, задолго до окончания загрузки файла пользователь может понять, что внутри и решить, стоит ли ждать, когда файл поднимется весь. Черезстрочная запись незначительно увеличивает размер файла, но это, как правило, оправдывается приобретаемым свойством.

В GIF`e можно назначить один или более цветов прозрачными, они станут невидимыми в интернетовских браузерах и некоторых других программах. Прозрачность обеспечивается за счет дополнительного Alpha-канала, сохраняемого вместе с файлом. Кроме того файл GIF может содержать не одну, а несколько растровых картинок, которые браузеры могут подгружать одну за другой с указанной в файле частотой. Так достигается иллюзия движения (GIF-анимация).

Основное ограничение формата GIF состоит в том, что цветное изображение может быть записано только в режиме 256 цветов или меньше.

Читайте также:

  • Д. Кирсанов "Неисчерпаемый GIF "
  • А. Лебедев "Простой секрет GIF`а "
  • А. Лебедев "Сложный секрет GIF`а "

JPEG (Joint Photographic Experts Group)

Строго говоря JPEG`ом называется не формат, а алгоритм сжатия, основанный не на поиске одинаковых элементов, как в RLE и LZW , а на разнице между пикселами. Кодирование данных происходит в несколько этапов. Сначала графические данные конвертируются в цветовое пространство типа LAB , затем отбрасывается половина или три четверти информации о цвете (в зависимости от реализации алгоритма). Далее анализируются блоки 8х8 пикселов.

Для каждого блока формируется набор чисел. Первые несколько чисел представляют цвет блока в целом, в то время, как последующие числа отражают тонкие делали. Спектр деталей базируется на зрительном восприятии человека, поэтому крупные детали более заметны.

На следующем этапе, в зависимости от выбранного вами уровня качества, отбрасывается определенная часть чисел, представляющих тонкие детали. На последнем этапе используется кодирование методом Хафмана для более эффективного сжатия конечных данных. Восстановление данных происходит в обратном порядке.

Таким образом, чем выше уровень компрессии, тем больше данных отбрасывается, тем ниже качество. Используя JPEG можно получить файл в 1-500 раз меньше, чем ВМР! Формат аппаратно независим, полностью поддерживается на РС и Macintosh, однако он относительно нов и не понимается старыми программами (до 1995 года). JPEG не поддерживает индексированные палитры цветов. Первоначально в спецификациях формата не было и CMYK, Adobe добавила поддержку цветоделения, однако CMYK JPEG во многих программах делает проблемы. Лучшим решением является использование JPEG-сжатия в Photoshop EPS-файлах, которое описывается ниже .

Существуют подформаты JPEG. Baseline Optimized - файлы несколько лучше сжимаются, но не читаются некоторыми программами. JPEG Baseline Optimized разработан специально для Интернета, все основные браузеры его поддерживают. Progressive JPEG так же разработан специально для Сети, его файлы меньше стандартных, но чуть больше Baseline Optimized. Главная особенность Progressive JPEG в поддержке аналога черезстрочного вывода .

Из сказанного можно сделать следующие выводы. JPEG`ом лучше сжимаются растровые картинки фотографического качества, чем логотипы или схемы - в них больше полутоновых переходов, среди однотонных заливок же появляются нежелательные помехи. Лучше сжимаются и с меньшими потерями большие изображения для web или с высокой печатной резолюцией (200-300 и более dpi), чем с низкой (72-150 dpi), т.к. в каждом квадрате 8х8 пикселов переходы получаются более мягкие, за счет того, что их (квадратов) в таких файлах больше. Нежелательно сохранять с JPEG-сжатием любые изображения, где важны все нюансы цветопередачи (репродукции), так как во время сжатия происходит отбрасывание цветовой информации. В JPEG`е следует сохранять только конечный вариант работы, потому что каждое пересохранение приводит ко все новым потерям (отбрасыванию) данных и превращении исходного изображения с кашу.

Цветовое пространство LAB представляет цвет в трех каналах: один канал выделен для значений яркости (L - Lightnes) и два других - для цветовой информации (А и В). Цветовые каналы соответствуют шкале, а не какому-нибудь одному цвету. Канал А представляет непрерывный спектр от зеленого к красному, в то время как канал В - от синего к желтому. Средние значения для А и В соответствуют реальным оттенкам серого.

Существует похожая цветовая модель YCC, используемая в форматах Kodak Photo CD и FlashPix, здесь не описываемых.

Метод сжатия Хаффмана (Huffman) разработан в 1952 году и используется как составная часть в ряде других схем сжатия, таких как LZW , Дефляция, JPEG . В методе Хаффмана берется набор символов, который анализируется, чтобы определить частоту каждого символа. Затем для наиболее часто встречающихся символов используется представление в виде минимально возможного количества битов. Например, буква "е" чаще всего встречается в английских текстах. Используя кодировку Хаффмана вы можете представить "е" всего лишь двумя битами (1 и 0), вместо восьми битов, необходимых для представления буквы "е" в кодировке ASCII.

PNG (Portable Network Graphics)

PNG - разработанный относительно недавно формат для Сети, призванный заменить собой устаревший GIF . Использует сжатие без потерь Deflate, сходное с LZW (именно из-за патентования в 1995-м году алгоритма LZW возник PNG). Сжатые индексированные файлы PNG, как правило, меньше аналогичных GIF`ов, PNG RGB меньше соответствующего файла в формате TIFF .

Глубина цвета файлах PNG может быть любой, вплоть до 48 бит. Используется двумерный interlacing (не только строк, но и столбцов), который, так же, как и в GIF`е, несколько увеличивает размер файла. В отличие от GIF`а, где прозрачность как мед - либо есть, либо нет, PNG поддерживает также полупрозрачные пикселы за счет Альфа-канала с 256 градациями серого.

В файл формата PNG записывается информация о гамма-коррекции. Гамма представляет собой некое число, характеризующее зависимость яркости свечения экрана вашего монитора от напряжения на электродах кинескопа. Это число, считанное из файла, позволяет ввести поправку яркости при отображении. Нужно оно для того, чтобы картинка, созданная на Мас`е, выглядела одинаково и на Windows, и на различных UNIX`ах. Таким образом, эта особенность помогает реализации основной идеи WWW - одинакового отображения информации независимо от аппаратуры пользователя.

PNG поддерживается в Microsoft Internet Explorer начиная с версии 4 для Windows и с версии 4.5 на Макинтош. Netscape добавила поддержку PNG для своего браузера в версиях, начиная с 4.0.4 для обеих платформ. Тем не менее до сих пор не реализована поддержка таких важных функций формата, как плавно переходящая прозрачность и гамма-коррекция.

Читайте также:
М. Тигулеев "ПиНГ "

TIFF (Tagged Image File Format)

Аппаратно независимый формат TIFF появился как внутренний формат программы Aldus PhotoStyler. Его модульная архитектура оказалась настолько удачной, что, успешно пережив смерть родной программы, TIFF и в наши дни продолжает совершенствоваться и развиваться.

Сегодня он является одним из самых распространенных и надежных, его поддерживают практически все программы на РС и Макинтош так или иначе связанные с графикой. Как правило, TIFF является лучшим выбором при импорте растровой графики в векторные программы и издательские системы. Ему доступен весь диапазон цветовых моделей от монохромной до RGB, CMYK и дополнительных плашковых цветов. TIFF может содержать обтравочные контуры, Альфа-каналы, слои, другие дополнительные данные.

Исключение, в какой-то мере, составляет FreeHand. Иногда TIFF-файлы в нем могут произвольно менять свое местоположение при создании PostScript-файла или прямо в документе при открытии. Чаще TIFF`ы "прыгают" находясь в обтравочном контуре. С FreeHand`ом, все же, предпочтительнее использовать EPS.

TIFF может сохраняться в двух порядках записи: Macintosh и РС. Это связано с тем, что процессоры Motorola читают и записывают числа слева направо, а процессоры Intel - наоборот. Современные программы могут без проблем использовать оба варианта формата.

В формате TIFF есть возможность сохранения с применением нескольких видов сжатия: JPEG , ZIP, но, как правило используется только LZW -компрессия. Ряд старых программ (например, QuarkXPress 3.x, Adobe Streamline, многие программы-распознаватели текста) не умеют читать сжатые файлы TIFF, однако, если вы пользуетесь новым программным обеспечением, нет причины не использовать компрессию.

Adobe PostScript

PostScript - язык описания страниц (язык управления лазерными принтерами) фирмы Adobe. Был создан в 80-х годах для реализации принципа WYSIWYG (What You See is What You Get). Файлы этого формата представляют из себя программу с командами на выполнение для выводного устройства. Они имеют расширение.ps или, реже, .prn и получаются с помощью функции Print to File графических программ при использовании драйвера PostScript-принтера.

Такие файлы содержат в себе сам документ (только то, что располагалось на страницах), все связанные файлы (как растровые, так и векторные), использованные шрифты, а так же другую информацию: платы цветоделения, дополнительные платы, линиатуру растра и форму растровой точки для каждой платы и другие данные для выводного устройства. Если файл создан правильно, не имеет значения на какой платформе он делался, были использованы шрифты True Type или Adobe Type 1 - все равно.

Тем не менее нужно учитывать, что даже в том случае, когда вы сделали верные установки в окне печати, могут возникнуть проблемы связанные с некорректным переводом используемой вами программы ее графического языка на язык PostScript (например, внедрением информации о неиспользуемых шрифтах). Наиболее корректные PS-файлы создают программы Adobe.

Данные в PostScript-файле, как правило, записываются в двоичной кодировке (Binary). Бинарный код занимает вдвое меньше места, чем ASCII. Кодировка ASCII иногда требуется для передачи файлов через сети, для кроссплатформенного обмена, для печати через последовательные кабели. В приведенных случаях двоичная кодировка может исказиться (что сделает файл нечитаемым) или вызвать "странное" поведение файл-сервера. Эти проблемы давно изжиты в современных системах, но старые компьютеры и серверы бывают им подвержены.

Сказанное относится ко всем форматам, основанным на языке PostScript: EPS и PDF , которые описываются ниже.

Более детальное описание языка PostScript, его особенностей, проблем и способов закрытия на печать из различных программ вы можете найти у меня на сайте в статье "Нестрашный PostScript".

EPS (Encapsulated PostScript)

Формат Encapsulated PostScript можно назвать самым надежным и универсальным способом сохранения данных. Он использует упрощенную версию PostScript: не может содержать в одном файле более одной страницы, не сохраняет ряд установок для принтера. Как и в файлы печати PostScript, в EPS записывают конечный вариант работы, хотя такие программы, как Adobe Illustrator и Adobe Photoshop могут использовать его как рабочий.

EPS предназначен для передачи векторов и растра в издательские системы, создается почти всеми программами, работающими с графикой. Использовать его имеет смысл только тогда, когда вывод осуществляется на PostScript-устройстве. EPS поддерживает все необходимые для печати цветовые модели, среди них такая, как Duotone, может записывать, так же, данные в RGB, обтравочный контур, информацию и треппинге и растрах, внедренные шрифты. В формате EPS сохраняют данные в буфере обмена (Clipboard) программы Adobe для обмена между собой.

Вместе с файлом можно сохранить эскиз (image header, preview). Это копия низкого разрешения в формате PICT, TIFF, JPEG или WMF, которая сохраняется вместе с файлом EPS и позволяет увидеть, что внутри, поскольку открыть файл на редакцию могут только Photoshop и Illustrator. Все остальные импортируют эскиз, подменяя его при печати на PostScript-принтере оригинальной информацией. На принтере, не поддерживающем PostScript, выводится на печать сам эскиз. Если вы работаете на Photoshop для Макинтош, сохраняйте эскизы в формате JPEG, остальные маковские программы сохраняют эскизы в формате PICT.

Эти и JPEG-эскизы не могут использовать Windows-приложения. Если вы работаете на PC или не знаете, где будет использоваться файл, сохраняйте эскиз в формате TIFF (когда предоставляется выбор). CorelDRAW так же предлагает для эскиза векторный формат WMF , стоит очень осторожно пользоваться этим детищем Microsoft - до добра не доведет.

Изначально EPS разрабатывался как векторный формат, позднее появилась его растровая разновидность - Photoshop EPS. Кроме типа эскиза (TIFF, PICT, JPEG) Photoshop дает возможность выбрать способ кодирования данных. ASCII, Binary и JPEG. Первые два описывались выше , на JPEG стоит остановиться.

Photoshop позволяет сжимать растровые данные с помощью алгоритма JPEG . Adobe доработала этот способ сжатия. Теперь JPEG, в исполнении Photoshop, поддерживает CMYK и сжимает лучше, чем JPEG, полностью соответствующий первоначальным спецификациям. Другими словами, EPS-файлы без эскиза с JPEG-кодированием весят меньше, чем аналогичные файлы формата JPEG! Однако обращу внимание на важную особенность в работе с JPEG-сжатием в EPS.

Драйверы принтеров и фотонаборных автоматов не могут выполнять цветоделение таких файлов. То есть при выполнении цветоделения на вашем компьютере EPS-картинка с JPEG-сжатием полностью окажется на первой плате (Cyan, обычно). Тем не менее, в сервисном бюро рабочие станции Scitex (их большинство в Израиле) могут цветоделить страницы с JPEG EPS-иллюстрациями без всяких проблем. Системы других фирм, думаю, так же поддерживают JPEG EPS, в любом случае стоит поинтересоваться. В сервисных бюро и типографиях Тель-Авива мне часто рекомендовали использовать для записи растровых данных именно JPEG EPS вместо TIFF, так как он быстрее выводится.

EPS имеет много разновидностей, что зависит от программы-создателя. Самые надежные EPS создают программы производства Adobe Systems: Photoshop, Illustrator, InDesign. С 1996 года программы Adobe имеют встроенный интерпретатор PostScript, поэтому могут открывать EPS и редактировать их. Эта возможность представляется мне очень важной. Остальные графические редакторы открывать EPS не могут, мало того, создаваемые ими EPS-файлы иногда оказываются, мягко говоря, особенными.

Среди самых проблемных Quark EPS, создаваемый функцией Save Page As EPS и FreeHand editable EPS, создаваемый функцией Save As. Не стоит особенно доверять Corel`овским EPS версии 6 и ниже и EPS из CorelXARA. У EPS-файлов из CorelDRAW 7 и выше сохраняется проблема добавления полей к Bounding Box (условный прямоугольник в PostScript, описывающий все объекты на странице).

Прежде, чем экспортировать из CorelDRAW, CorelXARA и, в меньшей степени, из FreeHand`а EPS-файлы стоит конвертировать многие эффекты программ (полупрозрачные заливки, например) в растровые или простые векторные объекты. Толстые контуры (более 2 pt), возможно, имеет смысл конвертировать так же в объекты, когда программа дает такую возможность. Проверить EPS-файл можно Adobe Illustrator`ом, если он открывает - значит все в порядке.

PDF (Portable Document Format)

PDF предложен фирмой Adobe как независимый от платформы формат для создания электронной документации, презентаций, передачи верстки и графики через сети. Используется как внутренний графический формат в Mac OS X.

PDF-файлы создаются путем конвертации из PostScript-файлов или функцией экспорта ряда программ. Для конвертации используется программа Adobe Acrobat Distiller, это лучший способ создания PDF. Создание PDF методом экспорта из программ дает, как правило худший результат - файлы получаются более тяжелыми, часто имеют проблемы со встраиванием шрифтов.

Для создания PDF так же существует программа PDFWriter, работающая как виртуальный принтер. PDFWriter не основан на PostScript и не может корректно обрабатывать графику. Он предназначен для быстрого изготовления простых текстовых документов. У него наблюдается та же проблема со встраиванием шрифтов, что и многих программ, умеющих экспортировать PDF. Самые надежные и максимально близкие к оригиналу PDF создает из PostScript и EPS-файлов программа Acrobat Distiller, поставляемая в пакете Adobe Acrobat.

PDF первоначально проектировался как компактный формат электронной документации. Поэтому все данные в нем могут сжиматься, причем к разного типа информации применяются разные, наиболее подходящие для них типы сжатия: JPEG , RLE , CCITT , ZIP (похожее на LZW и известное еще как Deflate). Программа Acrobat Exchange 3 (которая в 4-й версии стала называться просто Acrobat 4.0) позволяет расставлять гиперссылки, заполняемые поля, включать в файл PDF видео и звук, другие действия.

Метод сжатия CCITT (International Telegraph and Telephone Committie) был разработан для факсимильной передачи и приема. Является более узкой версией кодирования методом Хаффмана . CCITT Group 3 идентичен формату факсовых сообщений, CCITT Group 4 - формат факсов, но без специальной управляющей информации.

Файл PDF может быть оптимизирован. Из него удаляются повторяющиеся элементы, устанавливается постраничный порядок загрузки страниц через web, с приоритетом сначала для текста, потом графика, наконец шрифты. Однако, когда повторяющихся элементов нет, файл, после оптимизации, как правило, несколько увеличивается.

PDF все больше используется для передачи по сетям в компактном виде графики и верстки. Он может сохранять всю информацию для выводного устройства, которая была в исходном PostScript-файле. Это касается PDF версий 1.2 (Acrobat 3) и выше. Однако, версия 1.2 не может включать сведения о треппинге, некоторые другие специфические данные (DSC, например), не использует цветовые профили. Все это реализовано в последующих вариантах формата.

Более детальное описание технологий, основанных на Adobe Acrobat PDF, вы можете найти у меня на сайте в статье Человек-Оркестр 3.0.

Scitex CT

PostScript-файл, предназначенный для вывода проходит ряд этапов на пути к фотонаборному автомату. Важнейшим из них является растрирование - процесс конвертации PostScript-данных в битовую карту, выполняемый интерпретатором PostScript (RIP).

Файлы формата CorelDRAW можно применять для переноса/передачи работ на PC, но нежелательно импортировать в программы верстки. На Макинтош файлы CorelDRAW для Windows открывают версия CorelDRAW для Макинтош и Adobe Illustrator 8 и выше.

PICT (Macintosh QuickDraw Picture Format)

PICT - собственный формат Mac OS Classic. Стандарт для буфера обмена, использует графический язык Mac OS. PICT способен нести растровую, векторную информацию, текст и звук, использует RLE -компрессию. Поддерживается на Mac`e всеми программами. Чисто битовые PICT-файлы могут иметь любую глубину битового представления (от Lineart до CMYK).

Векторные PICT-файлы, которые почти исчезли из употребления в наши дни, имели странные проблемы с толщиной линии и другими отклонениями при печати.

Формат используется для потребностей Mac OS, и при создании определенных типов презентаций только для Макинтош. Вне Макинтош PICT имеет расширение.pic или.pct, читается отдельными программами, но работа с ним редко бывает простой и бесхитростной.

WMF (Windows Metafile)

Векторный формат WMF использует графический язык Windows и, можно сказать, является ее родным форматом. Служит для передачи векторов через буфер обмена (Clipboard). Понимается практически всеми программами Windows, так или иначе связанными с векторной графикой.

Однако, несмотря на кажущуюся простоту и универсальность, пользоваться форматом WMF стоит только в крайних случаях для передачи "голых" векторов. WMF искажает цвет, не может сохранять ряд параметров, которые могут быть присвоены объектам в различных векторных редакторах, не может содержать растровые объекты, не понимается очень многими программами на Макинтош.

BMP (Windows Device Independent Bitmap)

Еще один родной формат Windows. Он поддерживается всеми графическими редакторами, работающими под управлением этой операционной системы. Применяется для хранения растровых изображений, предназначенных для использования в Windows и, по сути, больше ни на что не пригоден.

Способен хранить как индексированный (до 256 цветов), так и RGB-цвет (более 16 млн. оттенков). Возможно применение сжатия по принципу RLE , но делать это не рекомендуется, так как очень многие программы таких файлов (они могут иметь расширение.rle) не понимают. Существует разновидность формата ВМР для операционной системы OS/2.

Использование BMP не для нужд Windows является распространенной ошибкой новичков. Важно понимать - использовать BMP не желательно ни в веб, ни для печати (особенно), ни для простого переноса и хранения информации.

RTF (Microsoft Rich Text Format)

Текстовый формат RTF попал сюда за свои неординарные способности к переносу текстов из одной программы в другую. Он позволяет передавать форматированный текст из программ оптического распознавания символов или текстовых редакторов в графические программы или в любых других направлениях. RTF может оказаться хорошим решением (а, иногда, и единственным выходом) при переброске из программы в программу нелатинского, например, ивритского текста или русского в Windows 95/98 Hebrew Edition.

Секрет совместимости заключается в использовании специальных тегов форматирования RTF и Unicode. Именно Unicode (использованный как основа формата Microsoft Word 97/98 для Макинтош и PC) позволяет легко переносить русские тексты с PC на Мак и обратно в файлах MS Word 97/98 (верно и для более высоких версий Word`а).

RTF используется как основной в поставляемом вместе с Mac OS X редакторе TextEdit и в прилагаемом к Windows программе WordPad.

Формат графического файла (графический формат) - это совокупность информации об изображении и способ его записи в файл.

Графические данные, как правило, занимают большой объем и требуют много места на дисках. В связи с этим в большинстве графических форматов используются различные методы сжатия (компрессии) информации.

В общем случае, все графические форматы можно разделить на две группы:

1. Универсальные (форматы общего назначения) - содержат только само изображение и используются для хранения графических данных и обмена ими между различными программами. Они являются общепризнанными стандартами и поддерживаются практически всеми программами для подготовки и обработки изображений.

2. Специализированные (форматы графических редакторов) - содержат специфическую для каждого графического файла информацию (например, информацию о кривых содержат файлы Corel Draw, файлы Photoshop - информацию о слоях, каналах и т.д.) и предназначены для хранения изображений и промежуточных результатов их редактирования. Эти форматы учитывают специфические особенности и возможности конкретной программы, и поэтому не могут корректно распознаваться и обрабатываться другими программами.

В качестве примера универсальных графических форматов можно привести следующие:

GIF (Graphics Interchange Format) - предназначен для хранения растровых изображений с высокой степенью сжатия; поддерживает прозрачность и анимацию (был создан для Internet).

JPEG/JPG (Joint Photographic Experts Group) - позволяет хранить изображения достаточно высокого качества и относительно небольшого размера (использует различные степени сжатия, балансируя на грани между качеством и объемом).

PNG (Portable Network Graphics) - разработан для передачи растровых изображений по сетям (призванный заменить собой GIF).

TIFF/TIF (Tagged Image File Format) - позволяет сохранять растровые изображения без потери качества (не использует компрессию, поэтому файлы этого формата имеют большой объем). Наиболее часто используется при импорте растровой графики в векторные программы и издательские системы.

BMP (Windows Device Independent Bitmap) - создан компанией Microsoft и применяется для хранения растровых изображений, предназначенных для использования в Windows. Хотя в этом формате может применяться компрессия, большинство программ ее не используют.

EPS (Encapsulated PostScript) - можно использовать для записи как растровой, так и векторной графики. Кроме того, этот формат позволяет записать векторный контур, который будет ограничивать растровое изображение (можно получить фотографию не прямоугольную, а круглую, овальную или любой другой формы).

В качестве примера специализированных графических форматов можно привести форматы следующих популярных программ:

PSD - формат Adobe Photoshop - обеспечивает хранение полноцветных изображений со всеми их особенностями, каналами, масками, различными слоями, векторными фигурами, контурами, эффектами и т.п., характерными, известными и понятными только этой программе. В последнее время стал поддерживаться некоторыми другими программами.

CDR - формат программы CorelDRAW. Его могут импортировать многие другие программы.

AI - формат программы Adobe Illustrator. Напрямую открывается в Photoshop, его также поддерживают почти все программы Macintosh и Windows.

CPT - формат Corel Photo-Paint - обеспечивает хранение полноцветных изображений и векторных объектов. Не распознается другими программами.

SWF - векторный формат программы Macromedia Flash для анимации в Интернете.

Хранение графических изображений

При сохранении изображений на диске создаются графические файлы. Графическая информация в файлах кодируется не так, как в памяти компьютера.

Ø Формат - это способ кодировки графических изображений.

В компьютерной графике применяют по меньшей мере три десятка форматов файлов для хранения изображений. Но лишь часть из них стала стандартом “де-факто” и применяется в подавляющем большинстве программ. Как правило, несовместимые форматы имеют файлы растровых, векторных, трехмерных изображений, хотя существуют форматы, позволяющие хранить данные разных классов. Многие приложения ориентированы на собственные “специфические” форматы, перенос их файлов в другие программы вынуждает использовать специальные фильтры или экспортировать изображения в “стандартный” формат.

Многообразие графических форматов объясняется тем, что существует большое количество сфер применения изображений с различными требова­ниями к файлам, в которых они сохраняются.

Выбирая формат файлов, необходимо помнить, что данный формат должен поддерживаться заданной сферой применения. На­пример, формат ВМР не поддерживает изображения в модели СМYК, использующейся в полиграфии, вследствие чего не может использоваться в этой сфере. Следует также учитывать возмож­ность последующего преобразования типов и цветовых моделей, которые требуются в выбранной сфере применения.

В процессе редактирования изображения зачастую приходится использовать маски. Поэтому, если к редактированию еще предстоит вернуться, то необходимо использовать формат, в котором помимо изображения будут сохраняться и маски.

Для маскирования фрагментов изображения в программах иллюстрирования и издательских системах используются обтравочные контуры, которые создаются средствами самих программ. Если изображение готовится для верстки, то лучше выбирать форматы, поддерживающие обтравочные контуры. Необходимо также убедиться, что импорт обтравочных контуров в издательскую систему из выбранного формата будет осуществляться корректно или будет возможен вообще.

Для уменьшения размеров графических файлов многие форматы используют алгоритмы сжатия данных. Выбор подобного формата может сэкономить место на жестком диске или носителе для передачи файла на другой компьютер.

Среди многочисленных существующих форматов хранения графических изображений невозможно выбрать самый лучший, что объясняется существенными различиями в их назначении. Таким образом, при выборе того или иного формата необходимо ориентироваться только на его соответствие выполняемой работе. В частности, форматы, предназначенные для подготовки изображений к печати, не подходят для размещения в Internet, и наоборот. Ниже приведена краткая информация о некоторых графических форматах, работать с которыми приходится наиболее часто. Эта информация может пригодиться при выборе формата, исходя из его воз­можностей и круга решаемых задач.

Форматы хранения растровых изображений

Ниже рассмотрены некоторые распространенные форматы хранения графических растровых изображений.

ВМР (Bitmap) – Формат хранения растровых изображений в операционной системе Windows (расширение имени файла.BMP). Соответственно, поддерживается всеми приложениями, работающими в этой среде. Этот формат, созданный корпорацией Microsoft, ориентирован на применение в операционной системе Windows. Этот формат используется для представления растровых изображений в ресурсах программ. В нем поддерживаются только изображения в модели RGB с глубиной цвета до 24 бит и не поддерживаются дополнительные цветовые и альфа-каналы, контуры обтравки и управление цветом. Формат предполагает использование простейшего алгоритма сжатия (RLE – Run Length Encoding) без потери качества, однако этот вариант ис­пользуется редко из-за проблем несовместимости. Формат ВМР существует в двух вариантах – для Microsoft Windows и IBM OS/2

РСХ - один из первых растровых форматов, созданных фирмой Zsoft для программы РС Paintbrush (расширение имени файла.PCX). Поддерживает монохромные, индексированные и полноцветные RGB-изображения и не поддерживает дополнительные цветовые и альфа-каналы, контуры обтравки, а также управление цветом. Формат предполагает использование простейшего алгоритма сжатия RLE без потерь качества. Отсутствие возможности хранить цветоделенные изображения, недостаточность цветовых моделей и другие ограничения привели к утрате популярности формата. В настоящее время в современных программах практически не используется.

PhotoCD – Формат разработан фирмой Kodak для хранения цифровых растровых изображений высокого качества (расширение имени файла.PCD). Сам формат хранения данных в файле называется Image Рас. Файл имеет внутреннюю структуру, обеспечивающую хранение изображения с фиксированными величинами разрешений, и потому размеры любых файлов лишь незначительно отличаются друг от друга и находятся в диапазоне 4-5 Мбайт. Каждому разрешению присвоен собственный уровень, отсчитываемый от так называемого базового (Base), составляющего 512х768 точек. Всего в файле пять уровней – от Base/16 (128x 192 точек) до Basexl6 (2048х3072 точек). При первичном сжатии исходного изображения применяется метод субдискретизации, практически без потери качества. Затем вычисляются разности Base – Basex4 и Basex4 – Basexl6. Итоговый результат записывается в файл. Чтобы воспроизвести информацию с высоким разрешением, производится обратное преобразование. Для хранения информации о цвете использована цветовая модель YCC.

TIFF (Tagged Image File Format) – создан фирмой Aldus специ­ально для хранения сканированных изображений. Формат предназначен для хранения растровых изображений высокого качества (расширение имени файла.TIF). Относится к числу широко распространенных, отличается переносимостью между платформами (IBM PC и Apple Macintosh), обеспечен поддержкой со стороны большинства графических, верстальных и дизайнерских программ. Благодаря своей гибкости, этот формат действительно универсален. Несмотря на то, что с момента создания формата прошло довольно много времени, TIFF до сих пор является основным форматом для хранения сканированных изображений и размещения их в программах иллюстрирования и издательских системах. Его версии существуют на всех компьютерных платформах, что делает этот формат очень удобным при переносе растровых изображений между платформами. TIFF поддерживает монохромные, индексированные, полутоновые изображения, а также изображения в моделях RGB и СМYК с каналами в 8 и 16 бит. В формате можно сохранять обтравочные контуры, калибровочную информацию и установки печати. Допускается также использование любого числа дополнительных альфа-каналов, однако не поддерживаются дополнительные цветовые каналы. Большое достоинство формата - поддержка практически любого алгоритма сжатия. Очень высокую степень компрессии обеспечивает наиболее распространенный алгоритм LZW (Lempel-Ziv-Welch) - сжатие информации без потерь. Этот же алгоритм используют многочисленные программы сжатия общего назначения, поддерживающие формат ZIP. Формат TIFF существует в двух вариантах: для Macintosh и РС.

PSD (PhotoShopDocument) – собственный формат программы Adobe Photoshop (расширение имени файла.PSD), один из наиболее мощных по возможностям хранения растровой графической информации. Позволяет запоминать параметры слоев, каналов, степени прозрачности, множества масок. Поддерживаются 48-разрядное кодирование цвета, цветоделение и различные цветовые модели. Предпочтителен для хранения промежуточных результатов редактирования изображений, т.к. сохраняет их многослойную структуру в доступном для дальнейшего редактирования виде. Основной недостаток выражен в том, что отсутствие эффективного алгоритма сжатия информации приводит к большому объему файлов.

FPX (FlaxPix) - создан для Internet и обладает интересным свойством. Поскольку изображения, размещенные на Web-страницах, имеют низкое экранное разрешение (72 dpi), их нельзя использовать в полиграфии или распечатывать. Формат FPXсодержит изображение одновременно в нескольких разрешениях и предоставляет пользователю возможность самому выбирать требуемое разрешение изображения, благодаря чему можно использовать это изображение в своих целях. Для применения данного формата требуется установка специального свободно распространяемого модуля в броузер пользователя. Формат поддерживает полутоновые и полноцветные RGB-изображения, но не поддерживает дополнительные цветовые и альфа-каналы, обтравочные контуры и цветовые профили.

PNG (Portable Network Graphics) Сравнительно новый (1995 год) формат хранения изображений для их публикации в Интернете (расширение имени файла.PNG). Поддерживаются три типа изображений – цветные с глубиной 8 или 24 бита и черно-белое с градацией 256 оттенков серого. Сжатие информации происходит практически без потерь, предусмотрены 254 уровня альфа-канала, чересстрочная развертка.

JPEG (Join Photographic Expert Group) - в данном формате был впервые реализован новый принцип сжатия изображений с потерей качества. Он основан на удалении из изображения той его части, которая не воспринимается (или воспринимается слабо) человеческим глазом. Вследствие этого изображение, лишенное избыточной информации, занимает гораздо меньше места, чем исходное. Степень сжатия в этом формате задается пользователем, соответственно, чем ниже степень сжатия, тем выше качество изображения. С другой стороны, высокая степень сжатия способна существенно ухудшить качество изображения. Наиболее широкое применение JPEG нашел в Internet и при создании электронных презентаций. Кроме того, малые размеры файлов позволяют передавать их по каналам связи, что делает данный формат незаменимым в этой области. В полиграфии использовать данный формат нежелательно, хотя в нем можно сохранять контуры обтравки и цветовые профили. JPEG поддерживает полутоновые и полноцветные изображения в моделях RGB и СМYК, однако в нем не поддерживаются дополнительные цветовые и альфа-каналы. Недостаток канала в том, что на рисунках с четкими границами и большими заливочными областями сильно проявляются дефекты сжатия. Темные линии на светлом фоне искажаются из-за особенностей алгоритма сжатия, который обрабатывает изображение квадратными блоками со стороной 8 пикселей.

GIF (Graphic Interchange Format) - создан фирмой CompuServe (нынешним подразделением America Online) специально для передачи растровых изображений в глобальных сетях. Стандартизирован в 1987 году как средство хранения сжатых изображений с фиксированным (256) количеством цветов (расширение имени файла.GIF). Формат ориентирован на компактность и использует алгоритм сжатия LZW, который не приводит к потере качества. Используется только в Internet, благодаря высокой степени сжатия. Поддерживает только индексированные изображения и не поддерживает дополнительные каналы, обтравочные контуры и цветовые профили. В одной из версий формата GIFвозможно сохранение в одном файле сразу нескольких индексированных изображений в похожем на слои положении – одно под другим. Браузеры способны воспринимать такое размещение и демонстрировать изображения из файла в порядке очереди, реализуя, таким образом, простую анимацию. Существуют две основные версии формата GIF: GIF87 и GIF89a - они названы так по году стандартизации. Обе версии поддерживают способ представления графического файла с чередованием строк. Более поздний вариант GIF89a допускает задание одного цвета в качестве прозрачного. Прозрачность подразумевает, что один цвет изображения (обычно это цвет фона) может быть объявлен прозрачным. Это ведет к тому, что вместо фона изображения виден просвечивающий сквозь него фон самой Web-страницы. Благодаря этому изображение на странице выглядит более естественным. Чередование строк означает, что во время приема изображения из Интернета его детали прорисовываются постепенно. Эффект похож на то, что происходит, когда на нерезкую картинку постепенно наводят фокус. Благодаря чередованию строк пользователи с медленными модемами могут обычно еще в самом начале приема картинки оценить ее содержание и время, необходимое на полную передачу, и тем самым принять решение, стоит ли продолжать прием или можно от него отказаться. Ограниченные возможности по количеству цветов обусловливают его применение исключительно в электронных публикациях.

Все изобилие изображений, используемых на компьютерах, можно разделить на три больших группы. Прежде всего, 2D-графика, в которой создаются плоские (не имеющие третьей координаты) изображения, к этой группе относятся растровая и векторная графика. Затем 3D-графика и анимационная графика.

Поскольку изображения создаются с использованием специальных инструментов - графических редакторов, - рассмотрение форматов файлов невозможно без учета их особенностей. Прежде всего, что такое графический файл? В самом общем случае, это принятая в данном графическом редакторе система информации об изображении и способ ее сохранения (записи). Такая система информации может содержать как данные общего характера (представление изображения на том или ином устройстве отображения, размер, разрешение, тип принтера для печати, степень и способ сжатия информации), так и данные, являющиеся специфическими, уникальными. Такие данные создаются на этапе редактирования изображения и предназначены для последующего использования при редактировании. Так, например, файлы CorelDraw содержат информацию о кривых, файлы Photoshop - информацию о слоях, каналах и т.д. Каждый графический редактор кодирует определенным образом эту информацию при записи (сохранении) на носитель. Таким образом, под форматом графического файла следует понимать совокупность информации об изображении и способ ее записи в файл. В общем случае все графические форматы можно разделить на две группы. Форматы общего назначения содержат только само изображение и предназначены для хранения, переноса или просмотра изображений (gif, tiff, jpeg и др.) и специфические форматы, предназначенные для хранения промежуточных результатов редактирования изображений (cdr, cpt, psd, ai и др.).

Остановимся подробнее на группе 2D в силу наибольшей ее распространенности. Изображение в растровой графике представляет собой упорядоченный массив единичных элементов (пикселов для монитора или точек для принтера), содержащих информацию о цвете. Количество таких элементов определяется размером изображения и разрешением, а размер файла дополнительно зависит от используемой цветовой палитры (черно-белая или 1- битная, оттенки серого и 256 цветов или 8-битная, high color или 16-битная, true color или 24-битная). Векторная графика содержит математические описания кривых и цветовых заливок (областей, залитых одним цветом и областей градиентов), составляющих изображение. Вопрос о разрешении и цветовой палитре решается непосредственно перед выводом файла на конкретное физическое устройство и с учетом его характеристик. В полиграфии этот процесс известен как RIP - процесс растрирования изображения.

Сжатие файлов. Поскольку графические файлы, как правило, имеют большой размер, полезной оказывается возможность сжатия (упаковки) информации. В настоящее время известны два способа сжатия - без потери и с потерей качества. Алгоритмы сжатия без потерь аналогичны алгоритмам обычных архиваторов (LZH, PKZIP, ARJ). Самый известный из них LZW (LZ84) широко используется в популярных растровых форматах GIF, TIFF. Алгоритмы сжатия с потерей качества отбрасывают информацию, не воспринимаемую человеком (JPEG, PCD). Степень упаковки в этом случае гораздо выше, но происходит медленнее и может привести к ухудшению качества (в зависимости от выбранной степени сжатия). Главный недостаток этого алгоритма заключается в невозможности пересжатия без значительной потери исходного качества изображения. Поэтому сохранять в формате JPEG рекомендуется только конечные результаты редактирования, и ни в коем случае не промежуточные.


Форматы общего назначения

Microsoft Windows Bitmap (BMP)

Формат для хранения растровой графики в среде Microsoft Windows (например, экранные обои и заставки). Поддерживает 1-, 4-, 8-, 24-битный цвет. Допускает сжатие без потери качества.

Kodak Photo CD (PCD).

Разработчик - фирма Kodak. Формат предназначен для хранения слайдов и негативов, отснятых с помощью камеры типа Kodak Photo CD. В каждом файле хранится 5 копий одного изображения разного размера и качества от 192x192 до 3072x2048 пикселов. Программно записать изображение формата PCD на компьютере невозможно, возможен только импорт изображения в графический редактор, поддерживающий этот формат.

Zsoft PC PaintBrush (PCX)

Один из наиболее старых и известных форматов для хранения растровой графики. Появился чуть ли не вместе с персональными компьютерами, благодаря чему является наиболее распространенным, поддерживается практически всеми программами просмотра/редактирования изображений. Использует простейший алгоритм сжатия без потери качества RLE.

Tag Image File Format (TIFF)

Разработчики - Aldus и Microsoft. Универсальный формат для хранения растровой графики, широко используется в издательстве. Необходимо оговориться, что существует достаточно много его разновидностей, обусловленных различными алгоритмами сжатия. Наибольшей совместимостью обладает формат, использующий алгоритм LZW. Формат поддерживает 24-и 32-битный цвет (CMYK), два вида записи IBM PC и Macintosh, может хранить информацию о масках (выделенных областях изображения).

TrueVision TGA (TGA)

Разработчик - компания TrueVision. Формат используется для хранения растровой графики и обладает интересной особенностью - наряду с поддержкой 24-битного цвета имеет еще 8 бит на каждый единичный элемент изображения для хранения дополнительной информации. В частности, может содержать маску, что используется в программах видеомонтажа, например, для создания наложения двух последовательностей кадров. Известен достаточно давно и поддерживается многими графическими пакетами.

Graphics Interchange Format (GIF)

Разработан корпорацией CompuServe в 1987 г. для хранения растровой графики. Реализовал один из самых эффективных для своего времени (87г) способов сжатия LZW. Позволяет выводить изображение на экран за четыре прохода, давая возможность просмотра изображения до его окончательной прорисовки. В 1989 г. появилась новая версия GIF 89a. Этот формат поддерживает сохранение в одном файле нескольких изображений, анимационной последовательности, цвет прозрачности для целей наложения изображений друг на друга. До сих пор широко используется для хранения и передачи небольших изображений (элементов оформления страниц) в World Wide Web.

Joint Photographic Experts Group (JPEG)

Растровый формат, своей популярностью обязан сильной степени сжатия исходного изображения, основанной на алгоритме сжатия с потерей качества. Однако касается это прежде всего 24- и 8-битных изображений. Существует несколько разновидностей, обусловленных разными алгоритмами сжатия и способами вывода на экран (постепенная отрисовка аналогично gif). Также широко применяется в WWW, в основном для передачи больших изображений.


Специфические форматы

Как уже говорилось выше, эта группа форматов предназначена в основном для "внутреннего" употребления (хранения промежуточных результатов редактирования изображений). Помимо информации о самом изображении, файлы содержат массу данных служебного характера, которые не могут быть правильно интерпретированы другими программами просмотра/редактирования. К таким данным может относиться информация о шрифтах, слоях, выделениях (масках), кривых, спецэффектах и пр. Наиболее распространенными форматами являются для векторной графики - cdr (Corel Draw) и ai (Adobe Illustrator), для растровой графики - psd (Adobe Photoshop) и cpt (Corel PhotoPaint). Как правило, конечное изображение (т.е. изображение, предназначенное для публикации) импортируется в один из форматов общего назначения в зависимости от целей публикации (gif или jpeg для Internet, tiff для издательских систем и т.д.).

Игорь СИВАКОВ