Какие диски лучше выбрать — литые, штампованные или кованые? Что такое легкосплавные диски? Чем отличаются литые диски от обычных.

Прежде чем перейти к описанию технологий производства , отметим, что у так называемого «литья» имеется большое количество преимуществ. Причем, они ставятся в противовес не только железной штамповке, но и кованым изделиям, которые традиционно считаются одними из наиболее долговечных и прочных.

Только преимущества

Если говорить о достоинствах «литья» по отношению к «ковке», нужно отметить, что имеют более доступную стоимость. Среди импортных изделий она может достигать сотен процентов. Конечно, на отечественном рынке сегодня можно найти продукцию российских предприятий, в прошлом ориентированных на удовлетворение потребностей оборонного комплекса. Такие кованые диски относительно недороги. Но даже они не могут конкурировать с «литьем» по цене.

В отношении к железным штампованным дискам литые «колеса» выглядят еще более предпочтительно. Их преимущества по сравнению со стальной штамповкой заключаются в следующем:

  • Малый вес. Это, пожалуй, главное достоинство литья из легких сплавов. Как результат – существенно снижается нагрузка на ходовую часть, улучшаются динамические показатели автомобиля, сокращается расход топлива. Кроме того, значительно повышается пассивная безопасность авто, благодаря тому, что контакт с дорожным полотном при наезде на препятствие восстанавливается гораздо быстрее. Таким образом, улучшается управляемость.
  • Привлекательный дизайн. Если быть совершенно точным, то дизайн может быть разным. Выбор конкретной модели – дело вкуса и личных предпочтений. Но главное то, что он просто существует. К сожалению, применительно к железной штамповке этого сказать нельзя.
  • Наконец, невозможно не отметить практичность такого решения. Литые диски не нуждаются в каком-либо специальном уходе. Они не ржавеют, их не нужно красить. Для поддержания надлежащего внешнего вида достаточно периодически мыть их и просто протирать тряпкой.

Немного негатива

Рассуждая о преимуществах «литья», было бы несправедливо не упомянуть и о его недостатках. А они есть. Это, среди прочего хрупкость диска. Дело в том, что сплав в процессе отливки получает свободную ненаправленную кристаллическую структуру. Это негативно отражается на его прочности. Конечно, речь не идет о проблемах в повседневной эксплуатации. Но при наезде на препятствие на большой скорости не исключены механические повреждения, которые, к тому же, плохо поддаются ремонту. Хотя в современных условиях производства колесных дисков это обстоятельство постепенно теряет свою актуальность. Благодаря применению технологии литья под низким давлением, а также отливки деталей с противодавлением, данный минус нивелируется. Поэтому, мы рекомендуем при выборе обращать внимание только на качественную продукцию, выпускаемую под известными торговыми марками и сертифицированную в России.

Как делают литые диски?

Современные технологии литья предполагают использования специальных форм для заливки сплавов металлов. Металл в форме остывает, но на этом процесс обработки заготовки не заканчивается. После деталь помещают в камеру, разогретую до нескольких сот градусов (обычно поддерживается температура в рамках 500 градусов Цельсия). Термическая обработка чередуется с резким охлаждением детали. Этот процесс носит название закалки и позволяет добиться однородной структуры металла. Кроме того, с целью приближения физических свойств металла к структурному равновесию, в ходе изготовления дисков предусмотрен этап искусственного старения. Он предполагает нагрев и выдержку детали в течение 5-6 часов при температуре фазового превращения (около 150-220 градусов), после чего диск охлаждается при атмосферных условиях. Заключительными звеньями технологической цепочки производства является механическая обработка и окраска.

Алюминий в производстве литых дисков

Одним из наиболее популярных видов сырья, применяемого для изготовления литых дисков, является алюминий, в который добавляются необходимые компоненты (как правило, в качестве добавки выступает кремний). Преимущества такого конструкционного решения очевидны:

  • Во-первых, алюминий – относительно недорогой металл.
  • Во-вторых, это материал, имеющий невысокую удельную массу, так как плотность алюминия составляет всего 2,7 г/см3.
  • Наконец, металл этого типа не подвержен коррозии, что существенно увеличивает срок службы готовых изделий. Этот эффект достигается за счет способности образовывать на поверхности прочную оксидную пленку Al2O3.

Наконец, нужно отметить, что алюминий обладает чрезвычайно низкой теплопроводностью. Это дает возможность добиться лучшего охлаждения деталей тормозного механизма автомобиля. В сочетании с высокой точностью изготовления колесных дисков из сплавов алюминия с кремнием и других компонентов все, перечисленные выше, факторы являются неоспоримыми преимуществами «литья» данной категории.

Как заведено, ни одна бочка меда не обходится без ложки дегтя. Теперь о недостатках: это, прежде всего, низкий уровень пластичности материала. Таким образом, вследствие значительных ударных нагрузок, колесные диски из алюминия не гнутся, а трескаются. То есть, отремонтировать их нельзя.

Несколько слов о преимуществах магния

Альтернативой алюминию в производстве литых дисков нередко выступает магний. Как правило, сплавы на основе этого металла также содержат в своем составе алюминий, но его доля незначительна. Главное достоинство магниевых дисков – чрезвычайно малый вес, ведь плотность металла составляет всего 1,7 г/см3. Кроме того, для материала этого типа характерна высокая удельная прочность. По указанным выше свойствам магниевые однозначно выигрывают у алюминиевого «литья». По всем остальным статьям – не уступают им. Но у магния есть одно не очень хорошее свойство – сплавы на его основе неустойчивы к агрессивным средам, они подвержены коррозии. Для устранения этой проблемы производители предпочитают использовать многослойные покрытия.

Вместо послесловия

Возвращаясь к исходной постановке вопроса «магний или алюминий», можно сказать, что однозначного ответа на него не существует. Все зависит от конкретных условий эксплуатации авто. Если вы выбираете колесные диски для езды «на каждый день», то целесообразно отдать предпочтение более практичному алюминию. Если же предполагается техническая доводка авто с одновременным улучшением динами и других характеристик, то стоит обратить внимание и на магний.

Колесные диски играют огромную роль для определения внешнего вида автомобиля. Поэтому автовладельцы очень тщательно подходят к выбору дизайна колесного диска.

Помимо эстетического значения диски выполняют массу других функций. Колесо связывает автомобиль с дорогой, обеспечивая его движение. Также оно воспринимает все неровности и изменение профиля дороги, которые передаются через шину.

Правильно подобранные колесные диски - это и безопасность на дороге, и уменьшенный расход топлива, и увеличение срока службы трансмиссии, и отличный дизайн.

Колесные диски можно классифицировать по следующим признакам:

  1. по технологии изготовления:
    • стальные
    • легкосплавные (литые и кованые)
  2. по конструкции:
    • неразборные
    • разборные (одно-, двух-, трёхкомпонентные)
      это диски, у которых конструктив всего диска или только его обода состоит из нескольких элементов
  3. по применяемости:
    • для камерных шин
      Характерной их особенностью является разборность конструкции и конструктивное исполнение посадочных мест для шины. Воздушный вентиль камеры выводится через отверстие в диске. Посадочные полки диска плоские и имеют угол наклона к горизонту (под углом к оси вращения диска) 5°.
    • для бескамерных шин
      Такие диски имеют герметичную конструкцию. Воздушный вентиль закрепляется непосредственно на диске. Форма обода этого диска имеет наклонные посадочные полки (хампы), расположенные в основном под углом 15° к горизонту. В основном конструкция дисков для бескамерных шин не разборная, однако, имеются варианты разборной конструкции.

Стальные диски

В наше время стальные диски имеют самое широкое распространение. Они состоят из двух частей – обода и "тарелки" специального профиля (для жесткости), изготовленных штамповкой стального листа и соединенных между собой точечной сваркой. Стальными дисками комплектуется большинство автомобилей на заводах-изготовителях.

  • достоинства:
    1. невысокая цена;
    2. возможность восстановления после повреждения, так как такие диски при ударе не лопаются, а сминаются;
    3. если на колесо автомобиля действует ударная нагрузка, то стальной пластичный диск, деформируясь, принимает на себя значительную часть энергии удара, в то время как детали подвески и рулевого управления получают минимальные повреждения.
  • недостатки:
    1. большой вес;
    2. небольшое количество дизайнов;
    3. невысокая коррозионная стойкость, обусловленная качеством покрытия (самая низкая коррозионная стойкость у дисков, покрытых эмалью и электрофорезом);
    4. комфортабельность езды, тормозная динамика и управляемость автомобиля ниже, чем у литых легкосплавных дисков.

Легкосплавные диски

Изготавливаются из сплавов на основе алюминия и магния путем литья или ковки. По многим свойствам они лучше стальных. Основное назначение легкосплавного колеса – повысить привлекательность автомобиля. Также легкосплавные диски снижают вес колеса, а снижение массы неподрессоренных частей (к которым относятся колеса) улучшает плавность хода, повышает безопасность вождения и снижает износ деталей подвески. Имея идеальную геометрию, при хорошей балансировке полностью исключаются неприятные вибрации.

Льют и куют диски из алюминиевых и магниевых сплавов. Если расположить легкосплавные диски в порядке «от минуса к плюсу» по чисто техническим параметрам, то ряд будет таким: 1 - литой магниевый диск (легкий, но капризный, быстро растрескивается), 2 - литой алюминиевый диск (нормальный по совокупности качеств), 3 - кованый алюминиевый диск (прочный и легкий) и 4 - кованый магниевый диск (сверхпрочный и легкий).

Литые диски

Литые колесные диски из алюминиевых сплавов примерно на 15-30% легче стальных (в зависимости от дизайна). Кроме того, внешний вид литых дисков достаточно привлекательный, технология литья позволяет изготавливать их практически в любом дизайне. Изготовленные методом литья диски хотя и легкие, но менее прочные, чем стальные. А самое главное – они гораздо менее пластичные, и при сильных нагрузках не деформируются, а просто разрушаются. Литые диски из сплавов на основе магния еще легче алюминиевых (плотность магния меньше, чем алюминия), но магний гораздо менее стоек к коррозии, поэтому на магниевые диски приходится наносить многослойные защитные покрытия.

  • достоинства:
    1. наличие огромного количества дизайнов;
    2. малый вес литых дисков дает серьезные преимущества: снижение массы неподрессоренных частей автомобиля, благодаря чему при движении по неровностям дороги на кузов воздействуют меньшие ударные нагрузки, а значит, улучшается такое эксплуатационное свойство автомобиля, как плавность хода; улучшаются условия работы подвески: упругие и демпфирующие элементы воспринимают меньшие нагрузки, тем самым увеличивается срок их службы; облегченные колеса быстрее восстанавливают контакт с поверхностью дороги при наезде на препятствие, что повышает устойчивость и управляемость автомобиля на больших скоростях; уменьшение массы колеса положительно сказывается на динамике автомобиля, т. к. для разгона и торможения менее инерционного колеса требуется меньшее усилие, что в конечном итоге приводит к увеличению срока службы двигателя, трансмиссии и тормозной системы, а также к уменьшению расхода топлива.
  • недостатки:
    1. хрупкость (литой диск имеет зернистую внутреннюю структуру металла: при долгой езде по колдобинам в металле идет процесс накопления микротрещин (невидимых и потому опасных), которые рано или поздно проявят себя - от сильного удара диск может расколоться);
    2. требуется защита поверхности, так как без этого диск быстро покрывается белесой оксидной пленкой и теряет товарный вид.

Кованые диски

В России для производства кованых дисков используется технология горячей объемной штамповки в закрытых матрицах (горячая объемная штамповка это технологическая операция при которой заготовка деформируется в специальном инструменте - штампе). В других странах применяют метод раскатки (холодное формование). Принципиально это два различных процесса, но перевод их названий на русский язык означает "кованый", что отражается и в названии изделий. С учетом заданных конструктивных особенностей, на этапе проектирования кованого колеса, получают штамповую основу, а затем штамп. Технология изготовления колеса очень сложна. Заготовку подвергают поэтапной штамповке с промежуточным нагревом перед каждой деформацией. Чтобы получить необходимую структуру легкого сплава и использовать все его свойства, применяют прессы, развивающие усилие от 6 до 20 тысяч тонн. Вес штампов может достигать 10 тонн. Только при такой технологии и использовании максимально пластичного сплава заготовка будет иметь необходимую волокнистую структуру, что позволяет при последующей механической обработке сделать кованое колесо легче литого. Начальный вес заготовки около 20 кг (для колеса 6,5х15") после механической обработки снижается более чем в три раза. Предыдущие этапы, то есть проектирование колеса, штамповой основы, изготовление штампов предусматривают все токарные, фрезерные и расточные операции без подрезания продольных волокон структуры сплава. Некоторые заводы для уменьшения себестоимости изготовления используют технологию выштамповки окон. В отштампованную заготовку изначально закладываются размеры будущего колеса, максимально возможное число отверстий для крепления, максимальный вылет.

Кованый диск, металл которого имеет многослойную волокнистую структуру, исключительно прочен. Кованый диск держит сильнейшие удары, в крайнем случае он не лопается, как литой, а гнется без образования трещин, что, безусловно, безопаснее. Помять его теоретически можно, но скорее разлетится подвеска, чем помнется закраина кованого колеса.

  • достоинства:
    1. высокая прочность и жесткость конструкции;
    2. масса кованого диска на 30-50 % меньше массы стального и на 20-30 % аналогичного литого;
    3. высокая коррозионная стойкость.
  • недостатки:
    1. высокая цена, вызванная высокотехнологичностью производства;
    2. небольшой выбор дизайнов;
    3. в случае наезда на серьёзное препятствие могут разрезать шину.

Колеса являются неотъемлемой частью в конструкции любого автомобиля, который невозможно представить без этой детали. Машина без них, впрочем, как и без двигателя, просто-напросто не поедет. Сила тяги, обеспечивающая движение авто, возникает тогда, когда крутящий момент подводится от мотора к ведущим колесам. Становится очевидным важность такой составляющей транспортного средства. Колесные диски подразделяются на две большие группы: сделанные из легких сплавов и стальные. В этой статье мы более подробно поговорим о первом виде.

Легкосплавный диск: варианты

Несмотря на то что литые диски вошли в автомобильную промышленность сравнительно недавно, они наряду с традиционными «штампами», успели занять прочные позиции. При изготовлении легкосплавных дисков применяются такие материалы, как магний и алюминий, а вот по технологии они подразделяются на кованые и литые.

Литые алюминиевые диски

Такие колеса являются на настоящее время самым распространенным видом. Они изготавливаются методом литья из легких сплавов на основе алюминия. Достоинством их по сравнению со стальными колесами является меньший вес, а именно они легче их на 20-30 %. В этом заключается их основное преимущество. Данный фактор заметно влияет на динамику разгона, плавность хода, а также на расход топлива. Отмечается, что чем меньше по весу диск, тем лучше становится управляемость автомобиля.

Ко всему прочему, снижается износ деталей ходовой системы в результате меньшей нагрузки. Также, что немаловажно, благодаря использованию алюминия агрессивное воздействие окружающей среды на колесные диски будет существенно ниже, чем на стальные. Это происходит по той причине, что на поверхности алюминия образуется оксидная пленка, а для того чтобы вид колес из-за этого не портился, на них наносится лакокрасочный материал. В целом такой легкосплавный диск обладает привлекательным видом и отличными эксплуатационными параметрами, а также имеется возможность более широкого выбора относительно его внешнего оформления. Несмотря на большинство плюсов, он имеет и ряд минусов по сравнению со стальным.

Литые магниевые диски

Диски из магниевых сплавов встречаются гораздо реже. Впервые подобные колеса появились в 1980 году на Alfa Romeo Spider. Если на автомобиль устанавливаются подобные ободы, то при их изготовлении кроме магния используются, как правило, также алюминий и некоторые другие металлы. По сравнению с алюминиевыми данные колесные диски более легкие, и, пожалуй, это единственное их преимущество. Они обладают довольно существенным минусом - у них низкая коррозийная стойкость, по этой причине такие колеса требуют тщательного ухода за ними и применения особых защитных средств.

Ремонт литых дисков

Если такой легкосплавный диск подвергся деформации, то для восстановления его уже будет невозможно применить прокатывание с предварительным нагревом, в этом случае устранение вмятин необходимо будет проводить на специальном стенде. В том случае, если возникли трещины, применяют аргонно-дуговую сварку. При этом следует отметить, что деформации литого диска возникают достаточно редко, ведь, чтобы это случилось, необходимо воздействие на него большой силы. Для сравнения: чтобы возникли повреждения на колесе, изготовленном на легкосплавной основе, потребуется сила удара в 3-5 раз большая, нежели та, под воздействием которой деформируется стальной штампованный диск. Но есть и минус, заключающийся в том, что литые диски практически не поддаются ремонту, а вот кованые наряду со штампованными довольно легко восстановить.

Кованые диски

Данные ободы изготавливаются, как правило, методом горячей штамповки легкосплавной заготовки. При их изготовлении применяются иные формы, чем у стальных колес, а также сплавы подвергаются более высокой температуре. Такие диски получаются с меньшей толщиной стенок, но при этом плотность их гораздо выше, чем у литых дисков. Материал становится более эластичным, напоминая, таким образом, по свойствам диски из стали, и при этом изделие получается существенно легче. Стоит отметить, что материалы используются такие же, как и при производстве литых дисков, разница заключается лишь в технологии. Это самые дорогие «катки», так как при их производстве применяется высококлассное оборудование.

Разница между литыми и коваными дисками

Если сравнить эти два варианта, то можно сказать следующее: кованые диски прочнее своих собратьев, так как литые имеют повышенную зернистость, соответственно, они в результате ударов могут получать трещины. В общем, они больше подходят для поездок по хорошим дорогам, а вот для бездорожья лучше выбирать кованые диски или же штампованные стальные. У кованых ободов имеется минус, который заключается в том, что из-за их повышенной жесткости и прочности при получении серьезного удара или попадании в серьезную яму энергия удара приходится на элементы подвески.

Легкосплавные колесные диски благодаря небольшому весу легче разогнать и остановить, облегчается работа подвески, и происходит лучший контакт с дорожным покрытием. Такие диски отводят тепло от тормозов, предотвращая их перегревание, таким образом, увеличивается и безопасность движения. Литье смотрится гораздо презентабельнее «штампов», а что касается стоимости, они, конечно же, дороже, но все же цена на них приемлемая. Литые диски отечественного производства 15-го радиуса стоят приблизительно 2-3 тысячи рублей. Импортное литье обойдется уже в 3500 рублей и выше, цена может быть и в несколько раз больше, в зависимости от покрытия диска и сложности исполнения.

Кованые диски являются самыми дорогими, несмотря на то, что при их производстве используются те же материалы, что и в литье. Но более высокая цена обусловливается их лучшими характеристиками, полученными за счет особой технологии, применяемой при производстве. Диск на 15 дюймов, например, весит около 6-7 кг, а литой - на 2-3 кг больше. При этом кованые диски не изобилуют разнообразием форм и сложностью рисунков. Такие диски производства России обойдутся в 3-3,5 тысячи рублей, а импортные стоят гораздо дороже.

Легкосплавные диски на ВАЗ

Диски на 15 дюймов часто применяются на автомобилях легкового класса, то есть в этом сегменте они являются стандартными по размеру. Кроме этого используются легкосплавные диски 16, 17, 19 R. Как правило, это низкопрофильные колеса. По желанию можно установить и кованые диски, но из-за дороговизны на таких автомобилях их применяют гораздо реже, чем легкосплавные и стальные.

В статье мы сделали обзор разных дисков, более подробно остановившись на таком варианте, как легкосплавный диск, который на настоящее время все более находит применение.

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Автомобили в базовой комплектации, как правило, оснащаются стальными штампованными колесами и дорожными шинами. Основные свойства таких (в обиходе летних) шин не допускают их использования при низких температурах. Сезонные перестановки на один и тот же диск то летних, то зимних шин не только требуют определенных затрат, но и могут привести к различным повреждениям. Поэтому все больше владельцев автомобилей стремятся иметь по отдельному комплекту колес в сборе с соответствующими шинами на каждое время года.
Колесо (в обиходе – диск) это вращающийся и передающий нагрузку элемент транспортного средства, расположенный между ступицей и шиной. Современные колеса, как правило, включают в себя две основные части:
обод , образующий кольцеобразную поверхность с бортами, на которую монтируется шина;
диск , являющийся опорой обода и снабженный центральным отверстием для установки на одну из ступиц автомобиля (в некоторых случаях диск и обод соединяются с помощью спиц).


Колеса легковых автомобилей в большинстве случаев неразборные и отличаются по конструкции, размерам применяемых шин, материалам, из которых они изготовлены, и технологией производства. Обычные стальные сварные колеса состоят из штампованных из листа диска и обода, изготовленных методом прокатки. Они относительно недороги, но имеют повышенный вес и подвержены деформациям при ударах, что может привести к стравливанию давления из шины. Кроме того, такие колеса имеют скромный дизайн и многие владельцы вынуждены украшать их декоративными колпаками.
Стальные штампованные диски ведущих мировых производителей по весу приближаются к литым дискам, предназначенным для тех же автомобилей. Тенденция к снижению массы колеса обусловлена тем, что при этом улучшаются условия работы подвески автомобиля, плавность хода, управляемость, тормозная и разгонная динамика.

ЛЕГКОСПЛАВНЫЕ КОЛЕСА

Сплавы на основе алюминия наиболее распространены в качестве материалов, используемых для изготовления колес. Реже используются более дорогие магниевые сплавы.


Литые колеса получают заливкой расплавленного металла в форму с последующим протачиванием посадочных поверхностей и сверлением отверстий после охлаждения полученной заготовки. Литые диски менее прочны, чем кованые, поэтому имеют достаточно толстые стенки. Кроме того, в процессе производства возможно появление скрытых пор и раковин.


Кованые колеса получают методом объемной штамповки с последующей механической обработкой на специальных токарных станках (обрабатывающих центрах). Кованые диски дороже, но прочнее и легче литых.

Главное преимущество колес из легких сплавов перед стальными, кроме меньшей массы, – точность изготовления (их биение не превышает 0,15 мм, в отличие от 1,5–1,8 мм у стальных). Особенности технологии изготовления дисков из легких сплавов позволяют придать им самую разнообразную форму, улучшающую внешний вид автомобиля (фото 2, 3).
Дизайн дисков, а также свойства алюминиевых сплавов способствовали внедрению колес с большим посадочным диаметром обода (17–22 дюйма) и мощных тормозных механизмов.

ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ КОЛЕС

Максимальная допустимая статическая нагрузка на колесо должна быть не менее 1/4 разрешенной максимальной массы автомобиля (в кгс), указанной в паспорте или свидетельстве о регистрации транспортного средства.

Основные размеры колес в основном определяются действующей на них нагрузкой и габаритами тормозных механизмов. В зарубежных каталогах размер «в» обозначается как ET; «г» – DIA; «д» – PCD.
Определяющими для колеса размерами служат ширина обода и монтажный (посадочный) диаметр, как правило, представленные в дюймах. Кроме того, в обозначение колеса входит буква, обозначающая форму профиля обода. Например, в маркировке 5,5Jі15 первая цифра обозначает ширину обода, буква J – форму его профиля (встречаются также профили, обозначаемые буквами E, L, K) и последняя цифра – монтажный диаметр колеса, совпадающий с тем же размером шины.
Посадочный диаметр – диаметр поверхности обода (в дюймах), на которую монтируется шина, например 12; 13; 14; 15; 16 и т.д. Этот размер должен точно соответствовать посадочному диаметру используемой шины.
Посадочная ширина – расстояние между внутренними поверхностями бортовых закраин обода (в дюймах), например 4,0; 4,5; 5,0; 5,5; 6,0; 6,5 и т. д. Легкосплавные колеса выпускают диаметром 12–22 дюйма, при этом ширина посадочного обода варьируется в пределах 4–10 дюймов.
Вылет обода – расстояние (в мм) от привалочной плоскости (прилегающей к ступице) колеса до плоскости, проходящей через середину обода. Этот размер определяется, если провести условную плоскость через середину обода колеса и измерить расстояние от нее до крепежной плоскости. Если плоскости совпадают, то вылет нулевой. Если привалочная плоскость выступает за плоскость симметрии, то вылет положительный. Если привалочная плоскость не доходит до плоскости симметрии – вылет отрицательный. Чаще всего считается допустимым изменение величины вылета в пределах ±5 мм, но некоторые производители дисков рекомендуют отклонение ±10 мм. Следует отметить, что изменение величины вылета сказывается на кинематике подвески, на управляемости, на сроке службы подшипников, на устойчивости автомобиля. Уменьшение вылета по сравнению со значением, принятым автопроизводителем, приводит к увеличению колеи и большему выступанию колес из арок. Если при этом используются обода с увеличенной шириной, то чрезмерно выступающие шины будут интенсивнее загрязнять автомобиль. Кроме этого, снизится уровень его безопасности.
Диаметр расположения центров крепежных отверстий (определяется в мм) должен точно соответствовать диаметру окружности, на которой расположены центры крепежных (резьбовых) отверстий или шпилек ступицы. Обычно этот размер отображается двумя цифрами: перед условным диаметром обозначается количество отверстий, например 4x114,3 (четыре отверстия на окружности диаметром 114,3 мм). Так как автопроизводители не договорились об унификации диаметров расположения крепежных отверстий, то существует ряд довольно близких размеров: 4x98 и 4x100; 4x112 и 4x114,3; 5x98 и 5x100; 5x108 и 5x110; 5x112 и 5x114,3; 5x120 и 5x120,7 и т.п. Определять этот размер «на глазок» не следует. Ошибка может привести к тому, что даже правильно отбалансированное колесо будет иметь сильное биение, кроме того, возможно повреждение резьбовых соединений. С помощью штангенциркуля можно измерить этот размер, но лучше всего получить данные у консультанта-продавца.
Диаметр центрального отверстия (определяется в миллиметрах) должен соответствовать диаметру центрирующего выступа на ступице автомобиля. Наиболее точно соосность колеса обеспечивается, когда центральное отверстие диска совпадает по диаметру с выступающим из ступицы цилиндром. В тех случаях, когда диаметр центрального отверстия диска больше диаметра цилиндра на ступице, применяют пластиковые центрирующие вставки-переходники (иногда входят в комплект легко-сплавных колес). Переходники обозначаются цифрами, соответствующими диаметру отверстия в диске и диаметру полуоси, например 67,1–56,6; 67,1–59,1. Центрирование колеса с помощью прилагаемых к диску болтов или гаек недопустимо, так как их основное назначение – прижать диск к ступице автомобиля и зафиксировать окончательное положение колеса.
Кольцевые выступы (хампы) служат для дополнительной фиксации бескамерной шины на ободе колеса. Их обозначают «H» или «H2», что означает наличие на ободе одного или двух кольцевых выступов определенного профиля. Обода с кольцевым выступом типа «H2» обычно используются для шин с усиленной несущей боковиной (Run Flat).

КРЕПЛЕНИЕ КОЛЕСА


Крепление колеса к ступице осуществляется болтами или гайками, имеющими коническую, сферическую или плоскую прижимную части. Соответственно в отверстиях крепления диска выполнены конические или сферические поверхности. Чаще всего для деталей крепежа используются резьбы с наружным диаметром 12 или 14 мм и с шагом 1,25 или 1,5 мм.
Каждый элемент крепления должен заворачиваться не менее чем на 5-6 оборотов. Болты, завернутые более чем на 6-10 оборотов, могут задевать за детали тормозных механизмов. Усилие затяжки должно составлять около 10-11 кгс/м.
У легкосплавных колес центральная часть диска толще, чем у стальных и требует более длинных болтов или шпилек. Болты и гайки для таких колес должны иметь подголовок, исключающий «фрезерование» краев крепежного отверстия колеса гранями головки.

Центрирование колеса

Центрирование колеса – это обеспечение совпадения оси его вращения с осью вращения ступицы автомобиля (фланца балансировочного стенда). Способ центрирования закладывается при конструировании автомобиля. Как правило, оно осуществляется прижимной частью крепежа и кромками крепежных отверстий колеса. В связи с этим недопустимо использовать крепеж с неподходящей прижимной частью.

ОБОЗНАЧЕНИЕ И МАРКИРОВКА

Все колеса должны пройти обязательную сертификацию и соответствовать требованиям ОСТа 37.001.429, ОСТа 37.001.479 и ГОСТа Р 50511 «Колеса из легких сплавов для пневматических шин. Общие технические условия».
На каждом колесе на видном месте должна быть четкая маркировка со следующими данными:
1 – товарный знак или наименование предприятия-изготовителя;
2 – дата (год и месяц) изготовления отливки и номер плавки (для легкосплавных);
3 – условное обозначение профиля обода;
4 – вылет обода, мм;
5 – максимальная статическая нагрузка, кгс;
6 – знак соответствия по ГОСТу Р 50460.

При покупке колес целесообразнее обращаться в специализированные магазины, где помогут сделать правильный выбор и осуществить необходимые примерки. Неспециалисту очень трудно определить возможные дефекты в системе шина – колесо. Обычно при покупке полного набора шин и дисков бесплатно собирают и балансируют колеса, за исключением случаев перестановки штатной летней резины на вновь приобретенное колесо (такая перестановка связана с целесообразностью применения штатных стальных колес зимой).
Колесо в сборе достаточно сложный узел, поэтому его лучше формировать в одном месте. В случае потери балансировки, например из-за возможной деформации шин или крепежных отверстий на диске после обкатки, специалисты могут бесплатно устранить недостатки. Если покупки были сделаны в разных местах, то предъявлять претензии в этих случаях некому.
Можно также провести необходимые перестановки в том автосалоне, где был приобретен автомобиль – это наиболее надежно, но несколько дороже.

Колесные диски – важная часть экстерьера авто. Они способны преобразить, усовершенствовать внешний облик транспортного средства.

Правильный выбор позволит повысить и безопасность, качество движения. Наиболее популярны стальные и диски литые или легкосплавные. Каждый вариант обладает своими преимуществами, подбирается в зависимости от условий эксплуатации, поставленных целей.

Благодаря новым колесным дискам легко изменить экстерьер машины, сделать его стильным, презентабельным. Когда возникает необходимость выбора между литыми и стальными, учитывают несколько факторов.

Важные критерии:

  1. Прочность – определяет нагрузку, с которой деталь способна справиться. Надежные диски не деформируются, не рассыпаются при наезде на препятствие или при других механических воздействиях.
  2. Гибкость – способность уменьшать нагрузку на ходовую во время чрезвычайных ситуаций.
  3. Масса – чем меньше показатель, тем лучше управляемость. Влияет и на грузоподъемность. Если уменьшить вес каждого колеса на 1 кг, грузоподъемность повышается на 50 кг. Вес влияет и на потребление горючего, развитие скорости, плавность движений.

Изучая характеристики покрышек, условия эксплуатации, предназначение машины легче определить какие диски лучше, стальные или легкосплавные. Последние предназначены для движения по качественному покрытию. Стальные способны выдерживать суровые условия, ремонтопригодны.

Каждый вид дисков обладает преимуществами. Штампованные наиболее распространены. Они устанавливаются на машины во время сборки, преимущественно на бюджетные модели. Основой является сталь. Методом штамповки элементам придают нужную форму. Конструкция состоит из самого диска и обода, которые спаивают, покрывают эмалью.

Положительные характеристики:

  • доступная стоимость, определяющаяся простотой производства;
  • при сильном механическом воздействии происходит лишь деформация, поддающаяся устранению;
  • легко изменить внешний облик, надев колпаки, изменив оттенок.

Недостатки штамповки:

  • большой вес, влияющий на управляемость, грузоподъемность, расход горючего;
  • подверженность коррозии;
  • устаревший дизайн.

Задумываясь, что выбрать – литые или штампованные диски, стоит учесть, что стальные модели составляют конкуренцию благодаря практичности и минимальной цене. К тому же они незаменимы для новичков, которые легко могут испортить дорогие литые модификации.

Качественные, стильные диски делают экстерьер автомобиля привлекательнее. Поэтому чаще автовладельцы обращают внимание на литые модели. Процесс их производства предполагает литье из алюминия, используются и другие легкие металлы, прочные магниевые сплавы. Выбор основы и тонкости производства влияют на свойства продукта.

Положительные стороны:

  • небольшой вес – повышает характеристики транспорта, маневренность, динамику;
  • яркий дизайн – определяется методом изготовления, не ограничивающим возможности оформления;
  • повышается комфорт, уменьшается нагрузка на ходовую;
  • прочность, определяющаяся пластичностью материала основы;
  • устойчивость к коррозии;
  • обеспечивают вентиляцию тормозного узла.

Выбирая лучшие литые диски, изучают и недостатки. Они представлены лишь ценой, которая выше, в сравнении со стальными. Хотя не исключены и случаи образования сколов, трещин, возникающих в результате механических воздействий, ударов. Так, в конструкции образуются микротрещины, приводящие к повреждению.

При выборе учитывают параметры литых дисков. Эти показатели определяют безопасность движения, сохранность резины, заводских характеристик авто. Здесь важно учитывать требования автопроизводителя, указывающего оптимальные технические параметры для конкретной модели. Маркировка таких колесных дисков включает много символов – 6,5Jx15 H2 5/112 ET39 d57,1.

Изучаем параметры:

  • 6,5 – показатель посадочной ширины, выражается в дюймах;
  • J – также бывает JJ, JK, другие буквы, представляющие технические данные относительно закраины обода;
  • 15 – диаметр, указывается в дюймах;
  • H2 (H, FH, AH, CH) – определяет данные конструктивных особенностей полок обода, хампов, которые выполняются для бескамерных покрышек и нужны для правильного монтажа;
  • 5/112 – параметры креплений, где 5 означает нужное количество болтов, а 112 диаметр из размещения;
  • ЕТ39 – показатель вылета, с его уменьшением колесо больше выступает;
  • d57,1 – определяет параметры центрального отверстия, измеряется в мм.

Выбирая, какие литые диски лучше, важно изучить и параметры допустимой нагрузки, особенно для джипов, тяжелых автомобилей. Обращают внимание на показатель Max Load. Это допустимая нагрузка.

Среди всех представленных марок на рынке трудно выбрать продукт, подходящий по качеству и стоимости.

Бренды, заслуживающие внимания:

  1. СКАД – отечественная компания, выпускающая качественную продукцию с отличным дизайном. Производственные линии оснащены современным оборудованием. Обеспечиваются поставки для Volkswagen, Ford.
  2. K&K – отечественная компания, популярная и за пределами страны. Здесь выполняют литье под низким давлением. На конструкцию и материалы моделей бренда дается пожизненная гарантия.
  3. LSWheels – компания, предлагающая широкий выбор модификаций и линий.
  4. Rotiform – недавно появившийся на рынке бренд. Впечатляет палитра оттенков, смелый стиль.

При поиске самых легких исполнений, стоит обратить внимание на фирму Alutec. Применение уникальных технологий позволило производителю создать и наиболее прочные модели. На них наносится специальное покрытие, обладающее высоким уровнем антикоррозийной защиты. Выбирая модель, можно уточнить, сколько весят легкосплавные диски. Для 17-дюймовых изделий средний показатель составляет 6,5 – 7,5 кг, и зависит от сложности оформления, дизайна.

Задумываясь, чем отличаются стальные диски от легкосплавных, стоит учесть, что требования с ним ниже. При производстве литых модификаций действуют жесткие нормы, обеспечивающие получение качественной продукции. Для монтажа используются другие болты, гайки. Они отличаются длиной стержня, больше и площадь крепления.

Схема установки одинакова, но на литых потребуется дополнительная подтяжка после небольшого пробега. Стальные диски легко восстанавливаются, ремонт литых – сомнительная процедура. Наличие микротрещин сопровождается образованием новых изъянов, важна и точность параметров, их сложно сохранить.