Информационно коммуникативные технологии в профессиональной деятельности. Информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности учителя обж

УДК 37.0+371+378

Стрекалова Наталья Борисовна

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики профессионального образования Самарского государственного университета, [email protected], г. Самара

информационно-коммуникационные технологии в высшем профессиональном образовании

Аннотация: Активно внедряемые в высшее профессиональное образование информационно-коммуникационные технологии выступают одновременно и как область профессиональных знаний, и как базовые технологии учебного процесса, и как инструмент трансформации образования. Однако вопрос эффективности их использования в учебном процессе до сих пор остается открытым, что требует дальнейших педагогических исследований.

Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, эффективность информационно-коммуникационных технологий, самостоятельная работа студентов.

Strekalova Natalya Borisovna

Candidate of pedagogical sciences, Associate professor of department of theory and methodology of professional education Samara State University, [email protected], Samara

information and communication technology in higher professional education

Annotation: Actively introduced in higher professional education information and communication technologies act as both the area of expertise, and how the underlying technologies of the educational process and as a tool for transformation of education. However, the question of their effectiveness in the learning process is still open, which requires further educational research.

Keywords: information and communication technologies, the effectiveness of information and communication technologies, self-dependent work of students.

В соответствии с Федеральной программой развития образования на 2011-2015 гг. выполнении всех мероприятий по развитию образования установлено приоритетное значение современных образовательных и информационно-коммуникационных техно -логий . Актуальность использования информационно-коммуникационных технологий в системе высшего профессионального образования обусловлена рядом объективных причин.

Во-первых, ориентацией профессионального образования на подготовку специалистов, способных к успешной профессиональной деятельности в условиях глобальной информатизации общества. В данном случае информационно-коммуникационные технологии выступают в качестве осваиваемой области профессиональных знаний.

Во-вторых, способностью данных технологий поддерживать практически все

виды деятельности любого образовательного учреждения: организация, управление и мониторинг учебного процесса; автоматизированное обучение и его информационно-методическое сопровождение; обеспечение доступа к глобальным информационным ресурсам; предоставление современных технологий обработки информации; дистанционное взаимодействие участников образовательного процесса. В этой ситуации информационно-коммуникационные технологии можно рассматривать как базовые технологии образования, требующие наличия информационной культуры у профессорско-преподавательского состава и студентов.

В результате широкого внедрения информационно-коммуникационных технологий в учебный процесс в высшем образовании получили развитие следующие тенденции: актуализация непрерывного профессионального образования как условия успеш-

ной трудовой деятельности; развитие технологий дистантного обучения и единого образовательного пространства как основных средств непрерывного образования; возрастание значимости самостоятельных работ студентов как способа развития самоорганизации личности и условия дальнейшего самообразования. Здесь уже информационно-коммуникационные технологии выступают инструментом трансформации высшего профессионального образования.

Вместе с тем, до сих пор остается открытым вопрос эффективности использования информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе. С одной стороны, анализ научных статей и большой накопленный педагогический опыт в этой области позволяет сделать вывод, что педагогическое сообщество в целом положительно оценивает возможности данных технологий для образования. Констатируется факт, что информационно-коммуникационные технологии создают условия для полноценной реализации традиционных дидактических принципов, выступают мощным средством педагогической и информационной поддержки студента и инструментом, раскрывающим его личностный потенциал , обеспечивают персонификацию образовательного процесса, способствуют более успешному достижению познавательных и профессионально-ориентированных целей , приводят к росту академической и научной мобильности выпускников и их конкурентоспособности на рынке труда .

Однако все чаще высказываются мнения, что использование информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе не всегда приводит к улучшению качества обучения, а в определенных ситуациях может даже иметь негативные последствия . Анализ и обобщение этих высказываний позволили нам сформулировать их в следующих тезисах:

Ограничение каналов восприятия информации и сокращение живого человеческого общения между студентом и преподавателем лишает студента психологической адаптации восприятия учебного материала, многозначности объяснений и индивидуального подхода;

Диапазон приобретаемых учебных навыков сужается в пользу технических уме-

ний, сокращая навыки анализа, диалогического общения и взаимодействия, упуская возможность формирования мышления студентов, затрудняя процесс систематизации их знаний;

Чрезмерное увлечение интернет-ресурсами в учебном процессе приводит к усилению информационного давления на личность, к психологической информационной зависимости и десоциализации личности;

Превышение оптимальной информационной емкости учебного материала неизбежно приводит к дезориентации студента в учебном материале и к снижению качества его усвоения.

Таким образом, выявлено противоречие: увеличивая эффективность учебного процесса по одним аспектам (информационная поддержка, автоматизированное обучение, модульность, персонификация и др.), информационно-коммуникационные технологии снижают его эффективность по других аспектам. Разрешение этого противоречия потребовало проведения пилотажных исследований, способных дать ответы на вопросы: какие виды используемых в учебном процессе информационно-коммуникационных технологий наиболее популярны среди педагогов и студентов? какие из них наиболее эффективны для учебного процесса и при каких условиях использования? какие требования должны предъявляться к электронным образовательным ресурсам, чтобы они были более полезными для учебного процесса? какие отрицательные последствия использования информационно-коммуникационных технологий возможны в учебном процессе?

Пилотажные исследования проводились в Тольяттинской академии управления (ТАУ), опыт информатизации которой составляет более 10 лет: в период с 1998 по 2003 год в ней были разработаны и внедрены в учебный процесс информационная система управления учебным процессом и тесто-тренинговая система. В исследовании принимали участие преподаватели и студенты 1, 2 и 5 курсов обучения. Выборка составила более 70 студентов разных направлений обучения и 30 преподавателей (информатики, филологи, культурологи, иностранцы). Под информационно-коммуникационными технологиями в исследовании понимались: персональные компьютеры с набором об-

учающих и/или тестирующих программ; мультимедийный проектор с интерактивной доской; мультимедийная презентация; открытые учебные веб-курсы.

Анализ полученных результатов показал, что в ТАУ информационно-коммуникационные технологии используются практически на всех или почти на всех курсах и дисциплинах (такой вариант ответа выбрало 88% студентов и 100% преподавателей). Абсолютно все студенты относятся к использованию информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе положительно, из них 44% отметили, что их использование в учебном процессе - это норма. Таким образом, подтверждается высокий уровень информатизации исследуемого учебного заведения.

Самой популярной формой использования информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе у профессорско-преподавательского состава (см. рис. 1) является презентация (55% используют постоянно, 45% - по мере необходимости) и специализированные программы (53% - постоянно, 15% - по мере необходимости). Использование открытых учебных веб-к°рсов проиоходит -райне редкз (менее 10% опрошенных преподавателей). На наш взгляд, такая ситуация вззможно склодывается из-за того, что презентация является наиболее доступ-сй и ос-оенной технологией для преподаватевей, в то время -ак ис пользование дистантых форм проведения учебного процесса требует не только высоко уровня

информатизации учебного заведения, но и повышения квалификации преподавателей в этой области.

Одновременно практически все преподаватели (95%) отмечают высокую эффективность презентация для учебного процесса за счет наглядности изучаемых материалов и, как результат, более глубокое усвоение учебного материала студентами. Эффективность презентации в этом аспекте подтвердили 56% опрошенных студентов, остальные же относятся к презентации как к возможности отдохнуть и расслабиться во время занятия, позаниматься своими делами. Таким образом, в ходе исследования была выявлена задача поиска особых педагогических приемов и методов использования презентаций на занятиях в целях более глубокого вовлечения студентов в этот процесс, выявления условий, соблюд-ште которых позволит сделать презентацию более эффективной.

Н-смотрв на то, что эффективность презентации подтвердили 56% опрошенных студентов, большинство студентов (88%) все-такв оометило, что для н-х наиболее эффективный способ освоения учебного материала - его обср-дение с преподавателем в режиме диалога (в анкете студенты могли выбрать несколько эффективных способов освоения учебного материала). Таким образом, информатизация учебного процесса не уменьшает значимости живого общения студе нта с преподавателем в рамкае учебного процесса. Такие способы освоения нового материала оак само стоятельное изучение

Рисунок а - Частота использования ркзлизных видов информационно-коммуникационных

ехнологий в учебном процессе

с помощью специализированной программы или по учебной литературе выбрало небольшое количество студентов (25% и 12%, соответственно). Возможно, самостоятельные формы изучения материала для студентов не привлекательны из-за их трудоемкости, а также низкой мотивации студентов к выполнению самостоятельной работы.

По мнению преподавателей наиболее эффективно использование информационно-коммуникационных технологий (см. рис. 2) во время закрепления знаний (9 баллов по 10-ти бальной шкале), объяснения нового материала (7,5 баллов) и проведения контрольных тестов (7,5 баллов). Использование информационно-коммуникационных технологий для выполнения домашних/самостоятельных работ преподаватели считают менее эффективным (3,2 балла). Опрос студентов подтвердил высокую популярность электронных тестов в студенческой среде - 100% студентов предпочитают сдавать тесты на компьютере, а не в письменном виде, что можно объяснить, на наш взгляд, наличием в тестах механизма мгновенной обратной связи, что сокращает время ожидания результата и снижает психологические нагрузки. Однако, большое количество студентов (75%) предпочитает работать с опубликованными учебными материалами, а не их электронными версиями.

В качестве условий, влияющих на эффективность использования информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе, подавляющее большинство опро-

шенных отметило качественную подготовку изучаемого материала (70% преподавателей и 81% студентов) и уровень информационной культуры преподавателя (70% и 56%, соответственно). По другим условиям мнения разделились: преподавателей больше волнует качество работы оборудования и сложность изучаемого материала (55%), а студентов - время использования информационных технологий, в начале или конце занятия (38%). Таким образом, подтверждается значимость психолого-педагогических условий использования информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе и необходимость включения в информационную культуру преподавателя соответствующих знаний.

Наличие отрицательных последствий использования информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе подтверждают половина опрошенных преподавателей (52%), но характер последствий называется разный: нарушение орфографии русского языка, снижение способности работать с текстами и печатными изданиями (26%), влияние на здоровье, зрение и общее состояние студентов (21%), снижение живого контакта (10%), «придание забвению» эффективных традиционных форм обучения (10%). Однако сами студенты оценивают отрицательные последствия для своего организма более радикально: от работы на ПК во время занятий и большого объема учебной информации устают 38% опрошенных; каждый второй устает иногда, в зависимости от

рисунок 2 - Оценка эффективности использования информационно-коммуникационных технологий

в разных видах учебных работ

длительности работы (50%). При этом реакция на такую усталость может быть разной: хочется отвлечься и заняться другими делами (87%), трудно логически мыслить и выполнять задания (50%), появляется головная боль или боль в глазах (37%), повышается раздражительность, агрессия (25%). Интересно отметить, что даже те студенты, которые отметили, что не устают от работы на ПК, выделили те или иные формы усталости. Таким образом, подтверждается наличие проблемы отрицательного воздействия информационно-коммуникационных технологий на организм человека и в какой-то мере на образовательный процесс.

Итак, в результате проведения пилотажных исследований были получены следующие результаты: наиболее популярными видами информационно-коммуникационных технологий для учебного процесса среди преподавателей является мультимедийная презентация и специальное программное обеспечение; наиболее эффективны информационно-коммуникационные технологии в таких видах учебных работ как закрепление знаний, изучение нового материала, проведение тестирования; условиями эффективного использования данных технологий в учебном процессе являются качественная подготовка электронных материалов, уровень информационной культуры преподавателя, качество работы оборудования; использование информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе может иметь негативные последствия как для здоровья, так и для образовательного процесса.

Сравнительный анализ результатов анкетирования преподавателей и студентов позволил выявить ряд проблем и наметить пути дальнейшего исследования, результаты которого позволят повысить эффективность использования информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе и качество высшего образования в целом. Направлениями дальнейшего исследования являются: выявление психолого-педагогических условий эффективного использования информационно-коммуникационных техно-

логий в учебном процессе с учетом проблем негативного воздействия информационно-коммуникационных технологий на качество учебного процесса и здоровье студентов; определение способов развития механизмов самоорганизации студентов и повышения мотивации к выполнению самостоятельных работ, в том числе средствами информационно-коммуникационных технологий; поиск эффективных средств управления самостоятельными работами студентов в условиях единого образовательного пространства и лавинообразных информационных потоков.

Библиографический список

1. Воевода Е. В. Интернет-технологии в обучении иностранным языкам // Высшее образование в России. - 2009. - № 9. - С. 110-114.

2. Колесникова И. А. Открытое образование: перспективы, вызовы, риски // Высшее образование в России. - 2009. - №7. - С. 12-23.

3. Костяев А. Е. Дидактические основы использования технических средств обучения в учебном процессе школы // Проблемы и перспективы развития образования в России: сборник материалов XII Международной научно-практической конференции. - Новосибирск: Издательство НГТУ, 2011. - С. 147-151.

4. Мотунова Л. Н. Информационные технологии как средство педагогической поддержки студентов // Высшее образование в России. - 2010. -№ 8-9. - С. 151-155.

6. О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы: распоряжение Правительства РФ от 07.02. 011 N 163-р // Собрание законодательства РФ. - 28. 02. 2011. - №9, ст. 1255. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www. base. consultant. гшНачать работу^^опНпе. cgi?req=doc... (дата обращения 5.01.2013).

7. Сазонова 3. С, Матвеева Е. В. Информационно-образовательное пространство новой педагогики // Высшее образование в России. - 2011. -№2. - С. 103-108.

8 Смушкевич Л. Н., Черепанова М. Н., Моча-лина Т. Я. Влияние компьютерных технологий на современное образовательное пространство // Информационные технологии в образовании и науке: материалы Международной научно-практической конференции ИТ0-Самара-2011. - Самара, М.: Самарский филиал МГПУ, 2011. -С. 166-169.

Роль информационно-коммуникационных технологий в общеобразовательном процессе определена в документах Правительства РФ, Министерства образования РФ, относящихся к стратегии модернизации образования.

Информационно-коммуникативная компетентность один из основных приоритетов в целях общего образования, и связано это не только с внутриобразовательными причинами. Меняется весь характер жизни, необыкновенно возрастает роль информационной деятельности, а внутри нее − активной, самостоятельной обработки информации человеком, принятия им принципиально новых решений в непредвиденных ситуациях с использованием технологических средств.

Системное, эффективное формирование информационно-коммуникативной компетенции для основной массы учащихся сегодня возможно только при условии использования ИКТ. А значит, успешность намеченных в школе преобразований во многом зависит от их применения. Другими словами, информатизация − это важнейшее направление модернизации системы образования.


Компьютерные технологии обучения - совокупность методов, приемов, способов, средств создания педагогических условий на основе компьютерной техники, средств телекоммуникационной связи и интерактивного программного продукта, моделирующих часть функций педагога по представлению, передаче и сбору информации, организации контроля и управления познавательной деятельностью.

Применение компьютерных технологий обучения позволяет видоизменять весь процесс преподавания, реализовывать модель личностно-ориентированного обучения, интенсифицировать занятия, а главное - совершенствовать самоподготовку обучающихся. Безусловно, современный компьютер и интерактивное программно-методическое обеспечение требуют изменения формы общения преподавателя и обучающегося, превращая обучение в деловое сотрудничество, а это усиливает мотивацию обучения, приводит к необходимости поиска новых моделей занятий, проведения итогового контроля (доклады, отчеты, публичные защиты групповых проектных работ), повышает индивидуальность и интенсивность обучения.

Компьютерные технологии обучения предоставляют большие возможности в развитии творчества, как учителя, так и учащихся.
Мультимедиа технологии - способ подготовки электронных документов, включающих визуальные и аудиоэффекты, мультипрограммирование различных ситуаций. Применение мультимедиа технологий открывает перспективное направление развития современных компьютерных технологий обучения. Как использовать эти средства при разработке комплексов учебно-методических материалов? Где и в каком соотношении возможно включение различных мультимедиа эффектов по сравнению с обычным текстом? Где граница применимости мультимедиа вставок в документ? Нужны серьезные исследования этого вопроса, поскольку нарушение гармонии, меры целесообразности применения ярких вставок и эффектов может привести к снижению работоспособности, повышению утомляемости обучающихся, снижению эффективности работы. Это серьезные вопросы, ответы на которые позволят избежать фейерверка в обучении, сделать учебно-методический материал не просто эффектным, а эффективным.
Современные информационно-коммуникационные технологии обучения - совокупность современной компьютерной техники, средств телекоммуникационной связи, инструментальных программных средств, обеспечивающих интерактивное программно-методическое сопровождение современных технологий обучения.
Основной задачей современных информационных технологий обучения являются разработка интерактивных сред управления процессом познавательной деятельности, доступа к современным информационно-образовательным ресурсам (мультимедиа учебникам, различным базам данных, обучающим сайтам и другим источникам).
Информационные технологии, наиболее часто применяемые в учебном процессе, можно разделить на две группы:

1) сетевые технологии, использующие локальные сети и глобальную сеть Internet (электронные вариант методических рекомендаций , пособий, серверы дистанционного обучения, обеспечивающие интерактивную связь с учащимися через Internet, в том числе в режиме реального времени),

2) технологии, ориентированные на локальные компьютеры (обучающие программы, компьютерные модели реальных процессов, демонстрационные программы, электронные задачники, контролирующие программы, дидактические материалы).

На уроках математики компьютер может использоваться с самыми разными функциями и, следовательно, целями: как способ диагностирования учебных возможностей учащихся, средство обучения, источник информации, тренинговое устройство или средство контроля и оценки качества обучения. Возможности современного компьютера огромны, что и определяет его место в учебном процессе. Его можно подключать на любой стадии урока, к решению многих дидактических задач, как в коллективном, так и в индивидуальном режиме.

В настоящее время с помощью мультимедийного проектора представляется возможным использовать компьютер даже для фронтальной работы, например, при организации устного счета, или при проверке самостоятельной работы. Применение методических пособий- презентаций, созданных в программе Power Point позволило отказаться почти ото всех ТСО старого поколения, поднять наглядность на более высокий уровень (использование звука, показ слайда "в движении")

Вводить компьютерные компоненты можно в уроки любых предметов. Все дело заключается в целесообразности, наличии соответствующих качественных программ, условиях использования.


Создание и развитие информационного общества (ИО) предполагает широкое применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовании, что определяется рядом факторов.

Во-первых , внедрение ИКТ в образование существенным образом ускоряет передачу знаний и накопленного технологического и социального опыта человечества не только от поколения к поколению, но и от одного человека другому.

Во-вторых , современные ИКТ, повышая качество обучения и образования, позволяют человеку успешнее и быстрее адаптироваться к окружающей среде и происходящим социальным изменениям. Это дает каждому человеку возможность получать необходимые знания как сегодня, так и в будущем постиндустриальном обществе.

В-третьих , активное и эффективное внедрение этих технологий в образование является важным фактором создания системы образования, отвечающей требованиям ИО и процессу реформирования традиционной системы образования в свете требований современного индустриального общества.

Важность и необходимость внедрения ИКТ в процесс обучения отмечаются международными экспертами во «Всемирном докладе по коммуникации и информации 1999 – 2000 годы», подготовленном ЮНЕСКО и изданным в конце прошлого тысячелетия агентством «Бизнес-Пресс» . В предисловии к докладу Генеральный директор ЮНЕСКО Федерико Майор пишет, что новые технологии должны способствовать «созданию лучшего мира, в котором каждый человек будет получать пользу от достижений образования, науки, культуры и связи». ИКТ затрагивают все названные сферы, но, пожалуй, наиболее сильное позитивное воздействие они оказывают на образование, так как «открывают возможности совершенно новых методов преподавания и обучения». Более подробно об актуальности и потребности внедрения ИКТ в образование говорится во второй главе этого же доклада – «Новые направления в образовании», написанной Крейгом Блертоном, адъюнкт-профессором Университета Гонконга, и в главе VII «Информационные службы, библиотеки, архивы», автор которой – профессор Королевского колледжа библиотечного дела в Копенгагене Оле Гарбо.

Кроме того, в этом же докладе обобщены и проанализированы глобальные процессы конвергенции СМИ, электронной промышленности и телекоммуникаций и их влияние на развитие информационного общества, а также планетарные проблемы применения ИКТ в образовании.

Использование ИКТ способствует изменению целей, содержания обучения, в том числе и контроля, что влечет за собой появление новых методов, средств и организационных форм обучения и контроля.

Внедрение информационных технологий в образование предоставляет возможность создавать системы автоматизированного контроля знаний студентов по различным дисциплинам, в том числе и информатическим.

Возможности ИКТ как инструмента деятельности человека и принципиально нового средства обучения приводит к появлению новых методов, средств, организационных форм контроля и более интенсивному их внедрению в учебный процесс.

Преимущества компьютерной технологии рассматриваются в работах об интенсификации и активизации обучения (И.В. Алехина, Г.В. Рубина), индивидуализации (В.Ф. Горбенко, Н.В. Карчевская) и гуманиза­ции учебного процесса (Т.В. Габай, М.Е. Калашников, Л.Ф. Плеухова, В.К. Цонева), реализации творческого, развивающего характера обучения (В.А. Андреев, В.Г. Афанасьев, Г.М. Клейман, Т.А. Сергеева и др.).
Этапы внедрения ИКТ на пути движения в информационное общество

Глобальное внедрение компьютерных технологий во все сферы деятельности, формирование новых коммуникаций и высокоавтоматизированной информационной среды стали не только началом преобразования традиционной системы образования, но и первым шагом к формированию информационного общества.

Главным фактором, определяющим важность и целесообразность реформирования сложившейся системы образования, включая и российскую, является необходимость ответа на те основные вызовы, которые сделал человечеству XXI век :


  • необходимость перехода общества к новой стратегии развития на основе знаний и высокоэффективных информационно-телекоммуникационных технологий;

  • фундаментальная зависимость нашей цивилизации от тех способностей и качеств личности, которые формируются образованием;

  • возможность успешного развития общества только в опоре на подлинную образованность и эффективное использование ИКТ;

  • теснейшая связь между уровнем благосостояния нации, национальной безопасностью государства и состоянием образования, применением ИКТ.
Как показано в ряде работ , основными направлениями формирования перспективной системы образования, которые имеют принципиально важное значение для России, находящейся на этапе сложных экономических преобразований, являются следующие:

    • повышение качества образования путем его фундаментализации, информирования обучаемого о современных достижениях науки в большем объеме и с большей скоростью;

    • обеспечение нацеленности обучения на новые технологии ИО и, в первую очередь, на ИКТ;

    • обеспечение большей доступности образования для всех групп населения;

    • повышение творческого начала в образовании.
Применение компьютеров в образовании привело к появлению нового поколения информационных образовательных технологий, которые позволили повысить качество обучения, создать новые средства воспитательного воздействия, более эффективно взаимодействовать педагогам и обучаемым с вычислительной техникой. По мнению многих специалистов , новые информационные образовательные технологии на основе компьютерных средств позволяют повысить эффективность занятий на 20-30%. Внедрение компьютера в сферу образования стало началом революционного преобразования традиционных методов и технологий обучения и всей отрасли образования. Важную роль на этом этапе играли коммуникационные технологии: телефонные средства связи, телевидение, космические коммуникации, которые в основном применялись при управлении процессом обучения и системах дополнительного обучения.

Новым этапом глобальной технологизации передовых стран стало появление современных телекоммуникационных сетей и их конвергенция с информационными технологиями, то есть появление ИКТ. Они стали основой для создания инфосферы, так как объединение компьютерных систем и глобальных телекоммуникационных сетей сделало возможным создание и развитие планетарной инфраструктуры, связывающей все человечество.

Примером успешной реализации ИКТ стало появление интернета – глобальной компьютерной сети с ее практически неограниченными возможностями сбора и хранения информации, передачи ее индивидуально каждому пользователю.
Сложность внедрения современных ИКТ определяется и тем, что традиционная практика их разработки и внедрения основывается на идеологии создания и применения информационных и телекоммуникационных систем в совершенно иных сферах: связи, военно-промышленном комплексе, в авиации и космонавтике. Адаптацию ИКТ к конкретной сфере применения здесь осуществляют специалисты конструкторских бюро и научно-исследовательских институтов, имеющие большой опыт разработки подобной техники и, следовательно, хорошо понимающие назначение систем и условия их эксплуатации. В современном образовании таких специализированных научно-исследовательских структур нет, они только начинают создаваться. По этой причине возникает «разрыв» между возможностями образовательных технологий и их реальным применением. Примером может служить до сих пор существующая практика применения компьютера только как печатающей машинки. Этот разрыв часто усиливается тем, что основная масса школьных учителей и преподавателей гуманитарных вузов не владеет современными знаниями, необходимыми для эффективного применения ИКТ. Ситуация осложняется и тем, что информационные технологии быстро обновляются: появляются новые, более эффективные и сложные, основанные на искусственном интеллекте, виртуальной реальности, многоязычном интерфейсе, геоинформационных системах и т.п. Выходом из создавшегося противоречия может стать интеграция технологий, то есть такое их объединение, которое позволит преподавателю использовать на уроках и лекциях понятные ему сертифицированные и адаптированные к процессу обучения технические средства. Интеграция ИКТ и образовательных технологий должна стать новым этапом их более эффективного внедрения в систему российского образования.

Во внедрении ИКТ в образование в можно выделить три этапа:


    • начальный , связанный с индивидуальным использованием компьютеров, в основном, для организации системы образования, ее административного управления и хранении информации о процессе управления ;

    • современный, связанный с созданием компьютерных систем, интернета и конвергенцией информационных и телекоммуникационных технологий;

    • будущий, основанный на интеграции новых ИКТ с образовательными технологиями (ОТ).
Процесс разработки новых технологий образования на основе интеграции ИКТ и ОТ уже идет в ряде фирм, активно выступающих на рынке образовательных услуг.

Актуальность и важность для создания системы образования информационного общества разработки комплекса соответствующих образовательных средств на основе интеграции ИКТ и ОТ делает необходимым проведение всестороннего исследования этого процесса и рассмотрение его с системных позиций.

3. Системные основы интеграция ИКТ и ОТ
Системный подход к интеграции ИКТ и ТО основывается на выявлении всех существенных факторов, устанавливающих связь между элементами и формирующих целостные свойства системы, выполняющей согласованную совокупность действий, объединяемых общим замыслом и единой целью.

Выбор рациональных и оптимальных решений при интеграции информационных и образовательных технологий с системных позиций, в первую очередь, основывается на анализе эффективности обучения или образования на базе новой интегрированной технологии, т.е. на основе оценки эффективности взаимодействия педагога и учеников. Особенностью такого взаимодействия является творческая деятельность педагога и учеников как в процессе обучения, так и в процессе воспитания, которая во многом зависит не только от профессионализма учителя и знаний учеников, но и от эмоционального настроения, создаваемого в процессе обучения, а также от наличия соответствующих стимулов, от условий занятий и многих других факторов. Все это усложняет формализованное описание процесса обучения и затрудняют определение количественных оценок эффективности.

По сути, интегрированные технологии обучения на основе ИКТ являются интеллектуальными человеко-машинными системами и поэтому одним из направлений формирования показателей их эффективности может стать методология, применяемая при тренажерном обучении летчиков, космонавтов, операторов в ядерной энергетике. Она заключается в использовании комплексных показателей, в качестве компонентов которых выступают конкретные оценки технической эффективности, стоимости, времени обучения, а также данные медико-биологических исследований, субъективные мнения учителя и обучаемых .

Поэтому первой и принципиально важной задачей интеграции ИКТ и ОТ (в дальнейшем, для краткости, будет использоваться принятое рядом авторов сокращение ИТО) является четкое выделение целей их создания и разработка системы показателей их эффективности. Формализация целей образовательных технологий является достаточно сложной проблемой, которая остается до сих пор нерешенной и активно обсуждается как в монографиях, статьях, так и на семинарах и конференциях. Вместе с тем при решении задач обучения, контроля знаний и управления учебным процессом уже накоплен опыт оценки целей в виде конкретных показателей . В качестве примера вспомним систему баллов. Это, конечно, не исключает применение и других показателей оценки эффективности ИТО.

Исходя из системного подхода , необходимо построить модель или схему операции, которая включает следующие основные элементы: ОТ, ИКТ, преподаватели, обучаемые, специалисты и администрация.

Образовательное технологии или, иначе, технологии образования (ТО) являются одним из главных элементов системы образования, так как они непосредственно направлены на достижение его главных целей: обучение и воспитание. Под ТО понимается как реализация учебных планов и учебных программ, так и передача обучаемому системы знаний, а также методов и средств для создания, сбора, передачи, хранения и обработки информации в конкретной области . Наука накопила огромный опыт по передаче знаний от учителя к ученику, созданию технологий образования и обучения, а также по построению их моделей.


ИКТ оказывают активное влияние на процесс обучения и воспитания обучаемого , так как изменяют схему передачи знаний и методы обучения. Вместе с тем внедрение ИКТ в систему образования не только воздействует на образовательные технологии, но и вводит в процесс образования новые. Они связаны с применением компьютеров и телекоммуникаций, специального оборудования, программных и аппаратных средств, систем обработки информации. Они связаны также с созданием новых средств обучения и хранения знаний, к которым относятся электронные учебники и мультимедиа; электронные библиотеки и архивы, глобальные и локальные образовательные сети; информационно-поисковые и информационно-справочные системы и т.п. Модели ИКТ в настоящее время разрабатываются, а часть из них успешно применяется при исследовании систем образования.

Рассматривая элементы сложной системы ИТО, следует отметить, что в образовании важным условием успешной интеграции технологий является профессиональная подготовка преподавателей и специалистов, осуществляющих эксплуатацию систем и средств новой интегрированной технологии обучения. Каждый участник обучения на основе ИТО, включая администрацию учебных учреждений, должен обладать необходимой информационной грамотностью и пониманием используемых технологий. В некоторых странах для этого необходимо даже иметь соответствующий сертификат. Например, такое требование существует в Великобритании. Введение сертификатов для участников процесса обучения позволяет упростить внедрение ИТО и повысить адекватность оценок эффективности технологий.

При внедрении ИТО необходимо понимать, что это процесс сложный и требующий больших затрат.

Как показывает опыт внедрения ИТО в мире и России, существенное влияние на эффективность обучения на базе ИКТ оказывают конкретный тип образовательного учреждения (школа или ВУЗ, образовательный центр или виртуальный колледж и т.п.) и форма и вид образования (очное или заочное, дистанционное или стационарное, базовое или дополнительное) и т.д.


Программа, обеспечивающая активное внедрение ИКТ в образовательную отрасль , является комплексной и предполагает решение ряда важнейших проблем в развитии образования:

    • развитие нормативной базы;

    • создание нового организационно-методического и научно-методического обеспечения в области образовательных систем и технологий;

    • создание материальной базы ИКТ;

    • создание системы подготовки и переподготовки кадров образования.

Новым направлением повышения эффективности внедрения ИКТ является интеграция информационно-коммуникационных технологий и технологий обучения. В качестве первых и необходимых шагов, способствующих ускоренному внедрению этого процесса в систему образования, можно рекомендовать:


    • организацию семинаров и учебных курсов для администрации и сотрудников вузов, преподавателей школ и учебных центров по применению в обучении новых ИТО;

    • создание условий для стимулирования развития интернет-услуг, связанных с применением новых ИТО;

    • активизацию работы по созданию тематической системы «ИТО» в рамках международной информационной сети по ИТ;

    • подготовку соответствующего комплекса мероприятий для включения их в «Программу движения Москвы в информационное общество»;

    • разработку методологических и методических основ системного анализа и синтеза ИТО, методов оценки обучения и образования на их основе;

    • разработку предложений по финансированию внедрения интегрированных информационно-коммуникационных технологий в образование за счет международного сообщества.

В повышении качества профессиональной подготовки специалистов , в том числе и будущих учителей, в системе высшего педагогического образования, значительная роль принадлежит контролю, который современной педагогической теорией и практикой считается чрезвычайно важным.

В настоящее время, использование возможностей современных информационных технологий для обеспечения проведения дидактического процесса является одной из актуальных проблем. Роль новых информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в практике обучения определяется Е.С. Полат как «необходимое условие интеллектуального, творческого и нравственного развития учащихся» [ 3].

В условиях информационного общества, резко и постоянно увеличивается объем и изменяется содержание знаний, умений и навыков, которыми должен обладать современный специалист. Интеграция компьютерных технологий и учебного процесса способствует его интенсификации, модернизации системы подготовки будущего специалиста, повышения качества обучения, выработке умения самостоятельно добывать новые знания, реализации идеи развивающего и непрерывного обучения. Компьютерные технологии способствуют раскрытию, сохранению и развитию личностных качеств обучаемых, использование которых в учебном процессе будет эффективным только в том случае, если у будущих специалистов будет сформировано правильное представление о месте и роли данных технологий в учебном процессе.

Будущим специалистам необходимо иметь соответствующую подготовку в области знания и применения информационно-коммуникационных технологий в быстро изменяющихся условиях информационного общества; владеть основами необходимых знаний и накопить личный опыт практического использования компьютерных технологий в своей профессиональной деятельности. Кроме того, в условиях становления дистанционного образования, необходимо владеть современными компьютерными средствами обучения, в том числе и контроля.

Как отмечалось в материалах проходившей в ноябре в Москве международной конференции, посвященной проблемам внедрения информационных технологий в образование, урок с применением компьютера будет эффективнее у того учителя, который


  • · Сохраняет человеческие приоритеты в обучении.

  • · Имеет доброе, доверительное отношение к машине и ее педагогическим возможностям

  • · Умеет бережно и в то же время смело обращаться с персональным компьютером

  • · Интеллектуально развит, эрудирован, способен оценивать педагогические возможности компьютерных программ

  • · Методически гибок

  • · Дисциплинирован, точен, владеет упорядоченным логизированным мышлением.
Таким образом, без профессионального роста в освоении информационно- коммуникационных технологий не обойтись.

Первый шаг, который делает учитель, обращаясь к компьютерной технологии обучения, состоит в изучении педагогических программных средств по своему предмету и оценке их достоинств и недостатков. К сожалению, еще не встречалось ни одного мультимедийного учебного пособия по математике, которое бы полностью соответствовало школьной программе: используется нетипичная терминология, другие. Отличные от школы, системы аксиом, или громоздкая система ввода информации (очень "закрученный" редактор формул, что не ускоряет, а, наоборот замедляет процесс решения). Поэтому остается согласиться с Н.Розовым, деканом факультета педагогического образования МГУ, который в одном из своих выступлений отмечал: "Мы все прекрасно понимаем, как далеки пока электронные обучающие продукты от идеала. Предстоит пройти долгий путь осмысления, поисков и накопления педагогического опыта, прежде чем компьютерная составляющая образовательного процесса станет равноправным партнером учебнику".

Ознакомление с программной продукцией целесообразно начинать с изучения средств, создающих т.н. компьютерную среду. К этим программам относятся программные инструкции, советы, рекомендации по самому широкому кругу вопросов. С ними учитель может проводить и классные, и внеклассные занятия, освобождая себя от многократного повторения учащимся одних и тех же прописных истин, от налета субъективности в оценке учебных успехов учащихся, помогая осваивать им технологию самообучения.

Компьютерную среду создают также справочно-информационные материалы. Их назначение состоит в том, чтобы обеспечить на уроке большую наглядность и доказательность, использовать эти программы для наведения разного рода справок и для самопроверки, для предоставления образца выполнения какого-либо задания на конкретном предметном материале.

Справочно-информационные материалы призваны облегчить многим детям освоение школьной программы, они носят поддерживающий и сопровождающий, нередко и мотивирующий характер.

Т. о. компьютер как бы соединяет в себе ряд традиционных ТСО, которые всегда использовались, в основном, для усиления наглядности. Это активизирует познавательный процесс у обучаемых, развивает мышление (наглядно-действенное, наглядно-образное), повышает результативность учебного процесса. Использование ИКТ позволяет реализовать такие развивающие цели обучения, как развитие мышления (пространственного, алгоритмического, интуитивного, творческого, теоретического), формирование умений принимать оптимальное решение из возможных вариантов, развитие умений осуществлять экспериментально-исследовательскую деятельность (например, за счет реализации возможностей компьютерного моделирования), формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации. Это приводит к ускорению темпа обучения, высвобождает время, следовательно, интенсифицирует процесс обучения.

Одно из требований, диктуемых социальным заказом общества современному образованию и предъявляемых на сегодняшний день студентам вуза – будущим специалистам – является умение использовать современные средства ИКТ в профессиональной деятельности педагога, в точности, быстро развивающиеся на сегодняшний день средства дистанционных образовательных технологий как в учебном процессе, так и в его неотъемлемом компоненте – системе контроля.
ИКТ в системе контроля
Применение компьютерных технологий в учебном процессе является вполне закономерным явлением в эпоху информатизации общества. Однако эффективность их использования в обучении зависит от четкого представления о месте, которое они должны занимать в сложнейшем комплексе взаимосвязей, возникающих в системе взаимодействия преподаватель - обучающийся.

Роль контроля в процессе обучения имеет приоритетное значение, поэтому все вышесказанное о внедрении информационно-коммуникационных технологий в процесс обучения, способствует и проникновению ИКТ в процесс контроля, как важного и неотъемлемого элемента процесса обучения.

Контролирующие задания, реализуемые с помощью ИКТ могут быть направлены на выявление следующих знаний:

Знаний определений, фундаментальных понятий курса, раздела, темы (модуля), представлений об объеме и содержании понятий;

Знаний о прикладном (практическом) применении определений;

Знаний правил, алгоритмов, законов, формул;

Знаний, связанных с решением задач по теме;

Знаний фактов, основных положений, принципов, практических приложений.

Контролирующие задания, реализуемые с помощью ИКТ могут быть различного уровня сложности:

Простые задания на узнавание;

Задания на репродукцию;

Задания, выполняемые по формуле, алгоритму, правилу, образцу;

Задания проблемного характера (алгоритм для решения задачи заранее неизвестен).
Выделим преимущества использования ИКТ в процессе контроля знаний:

Высокая степень наглядности при проведении контроля, что способствует повышению интереса к самому предмету изучения, контролю, оценки;

Автоматизация проведения, оценивания результатов, подведение итогов контролирующих процедур;

Возможность многократного выполнения контролирующих заданий с целью интериоризации (усвоения) знаний;

Возможность проведения самоконтроля студентов в любое удобное для студента время без участия преподавателя.
Литература


  1. Всемирный доклад ЮНЕСКО по коммуникации и информации, 1999-2000 гг. – М. – 2000.

  2. Курдюков, Г.И . К вопросу о роли информационно-коммуникационных технологий в системе контроля знаний студентов педагогических вузов по информатическим дисциплинам / Г.И. Курдюков /адрес доступа: http :// www . rusedu . info / Article 915. html

  3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина и др.; Под ред. Е.С. Полат. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 272 с.; С. 3
  • АКТИВИЗАЦИЯ
  • ОБУЧЕНИЕ
  • ИННОВАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ

Информационно коммуникационные технологии (ИКТ) способны предложить все возрастающие возможности для развития систем образования всех стран мирового сообщества. Использование ИКТ и технологий мультимедиа в системе технического и профессионального образования способно радикально изменить существующую систему обучения. Организация учебного процесса может стать более инновационной в том смысле, что будут широко применяться аналитические, практические и экспериментальные принципы обучения, которые позволят ориентировать весь процесс обучения каждого отдельного обучающегося.

  • Роль изобразительного искусства в экологическом воспитании детей
  • Формирование мотивированной потребности к здоровью у детей в условиях семьи
  • Система совершенствования профессиональной подготовки сотрудников ФСИН России к действиям в экстремальных ситуациях
  • Реализация проектного обучения с использованием 3d-моделей
  • О способах развития логического мышления при решении олимпиадных задач по программированию

На современном этапе развития информационное общество пытается решить свои проблемы с помощью информационных технологий. Если представить многочисленные области, в которых технология изменила жизнь в 20 веке, эти попытки должны быть успешными.

Теперь, когда информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) пришли в образование, на них возлагаются большие надежды, но при этом следует быть особенно предусмотрительными в их применении, при этом следует помнить утверждение К. Шеннона, что одним ключом нельзя открыть все двери. Образовательные институты закладывают основы для будущего; они готовят студентов, которые завтра станут гражданами и лидерами. Основой этого направления предполагается повышение качества и улучшение результатов преподавания и обучения за счет применения ИКТ.

Использование ИКТ и технологий мультимедиа в образовании способно радикально изменить существующую систему обучения. Организация учебного процесса может стать более инновационной в том смысле, что будут широко применяться аналитические, практические и экспериментальные принципы обучения, которые позволят ориентировать весь процесс обучения каждого отдельного обучающегося .

При применении ИКТ в системе технического и профессионального образования возникают ряд этических проблем. Во-первых, применение ИКТ в различных областях человеческой деятельности влечет за собой создание информационно-ориентированного общества. Таким образом, обучая навыкам работы с компьютерами, преподаватели готовят к жизни в условиях нового общества.

Другой этической проблемой возникающей при применении ИКТ в системе технического и профессионального образования является доступность ИКТ, которая состоит из собственно доступности и комфортности. Повышение доступности было достигнуто, благодаря различным изменениям в компьютерных системах, прежде всего развитию персональных компьютеров и компьютерных сетей. Комфорт достигается применением графического интерфейса и функциональных стандартов.

И, наконец, третьей проблемой, является оценка эффективности ИКТ в системе технического и профессионального образования образовании, которая включает с одной стороны целесообразность применения технологии, с другой – способы её использования .

Система обучения ориентируется на формирование репродуктивных навыков, сводящихся к умению запоминать и воспроизводить информацию. Уникальные возможности новых технологий позволяют развивать умения и навыки более высокого уровня, включающие способность к рефлексии, сопоставлениям, синтезу и анализу, выявлению связей и нахождению путей решения комплексных проблем, планированию и групповому взаимодействию, то есть всему тому, что получило в литературе название «high-level thinking» и в чем использование ИКТ может быть наиболее эффективным. В процессе использования преимуществ ИКТ и выгод, которые они несут с собой, у педагогов может произойти изменение взглядов на свою деятельность, причем это изменение не всегда основано на тщательно продуманном выборе .

Педагоги должны помнить, что технология, вовлеченная в образовательную среду, становится частью образовательного процесса, существовавшего до ее применения. Однако по прошествии времени, когда технология становится более привычной, она открывает новые возможности, позволяющие изменить их деятельность. На этом этапе цели образования могут меняться. Эти изменения могут привести к улучшению образования, главное, чтобы выбор был обдуманным; педагоги не должны идти на поводу у технологии.

Ввод ИКТ в системе технического и профессионального образования должен сопровождаться обсуждением, в процессе которого педагоги получат возможность ознакомиться с новыми технологиями и оценить достоинства ИКТ. При этом особенно важно не допустить смещения внимания с содержания и смысла образования к способу передачи материала. Мы с огромной скоростью движемся к миру, в котором умение учиться, обобщать, анализировать и переносить знания из одной предметной области в другую станут залогом того, что человек обретет профессиональный успех.

Роль преподавателя в информационном обществе меняется: он перестает быть авторитарным и единственным источником знания, и становится руководителем и помощником обучающихся в образовательном процессе. Обучающимся предоставляется возможность самостоятельно искать нужные им знания в быстро меняющемся мире, и поэтому им требуется значительное количество индивидуальных стратегий обучения, которые позволили бы каждому из них стать активным участником учебного процесса и критически подходить к предоставляемым им знаниям.

Идея интерактивного обучения подразумевает обоюдную ответственность за качество обучения как преподавателя, так и обучающихся. В достижении этой цели важным является поддержка собственного процесса обучения и усвоения знаний, чтобы иметь возможность самостоятельно развивать для себя эффективные стратегии обучения.

Использование мультимедиа, как правило, позволяет предоставить обучающимся больше возможностей для самостоятельной и независимой работы, а также – гибко варьировать учебные графики. Несомненно, появляются новые обучающие методики, новая педагогика, новые инструменты и новые ресурсы доступные учителю.

У мультимедиа существует множество определений, и почти все они сходятся на том, что мультимедиа включает в себя текстовую, графическую, анимационную, видео- и звуковую информацию в интегрированном представлении, допускающую различные способы структурирования и представления.

Рассматривая мультимедиа как средство обучения, в различных академических контекстах мультимедийные продукты и услуги интернета могут использоваться для выработки созидательных навыков и развития критического мышления. Мультимедиа могут быть использованы для улучшения качества образования в отдельных предметных областях и в дисциплинах и находящихся на стыке нескольких предметных областей .

Навык построения знаний об обучении (понимание процесса обучения; метапознание) позволяет обучающимся стать экспертами в области своего собственного процесса обучения. Понимание того, как должно учиться, позволяет находить и применять успешные стратегии в любой предметной области. Одной из целей является развития у каждого студента понимания идеи обучения и механизмов функционирования его собственной памяти.

Мультимедийные продукты и услуги интернета предоставляют широчайшие возможности повышения эффективности процесса обучения:

  • одновременное использование нескольких каналов восприятия обучающихся в процессе обучения, за счет чего достигается интеграция информации, доставляемой несколькими различными органами чувств;
  • возможность имитации сложных реальных ситуаций и экспериментов;
  • визуализация абстрактной информации за счет динамического представления процессов;
  • возможность развить когнитивные структуры и интерпретации учащихся, обрамляя изучаемый материал в широкий учебный, общественный, исторический контекст, и связывая учебный материал с интерпретацией учащегося.

Фактически мы имеем дело с принципом наглядности в обучении, который разработан давно, но требует дальнейшего научного развития в новых условиях применения ИКТ в образовании. Мультимедиа является исключительно полезной и плодотворной образовательной технологией благодаря присущим ей качествам интерактивности, гибкости, и интеграции различных видов наглядной учебной информации, а также благодаря возможности учитывать индивидуальные особенности учащихся и способствовать повышению их мотивации. Возможность интерактивности является одним из наиболее значимых преимуществ цифровых мультимедиа по сравнению с другими средствами представления информации.

Интерактивность подразумевает процесс предоставления информации в ответ на запросы пользователя. Интерактивность позволяет, в определенных пределах, управлять представлением информации: обучающиеся могут индивидуально менять настройки, изучать результаты, а также отвечать на запросы программы о конкретных предпочтениях пользователя. Они также могут устанавливать скорость подачи материала и число повторений, удовлетворяющие их индивидуальным академическим потребностям.

Более того, возможность предоставлять взаимодействие с пользователем, ориентированное на потребности учащихся, отличает мультимедийный компьютер от любого другого средства представления информации, не требующего активного участия человека. Подобно использованию учебников, применение учебных средств мультимедиа обогащает стратегию преподавания лишь в том случае, когда преподаватель не только поставляет информацию, но также и руководит, поддерживает и помогает обучающимся в учебном процессе.

Использование мультимедиа позволяет обучающимся самостоятельно работать над учебными материалами и самостоятельно решать, как изучать материалы, в какой последовательности и как использовать интерактивные возможности мультимедийных программ, как реализовать совместную работу с другими членами учебной группы. Таким образом, обучающиеся становятся активными участниками образовательного процесса.

Обучающиеся могут влиять на свой собственный процесс обучения, подстраивая его под свои индивидуальные способности и предпочтения. Они могут изучать именно тот материал, который их интересует, повторять материал столько раз, сколько им нужно, и это помогает устранить многие препятствия их индивидуальному восприятию.

Некоторые обучающихся колледжей неспособны воспользоваться той свободой, которую предоставляют самостоятельное обучение посредством мультимедийных материалов, основанных на гипертексте.

Часто запутанные и сложные способы представления могут стать причиной отвлечения пользователя от изучаемого материала из-за различных несоответствий. Происходит рассеивание их внимания, к тому же, нелинейная структура мультимедийной информации подвергает пользователя «соблазну» следовать по предлагаемым ссылкам, что (при неумелом использовании), может отвлечь обучающегося от основного русла изложения материала. Колоссальные объемы информации, представляемые мультимедийными приложениями, также могут отвлекать внимание в процессе обучения.

Кратковременная память человека обладает очень ограниченными возможностями; как правило, обыкновенный человек способен уверенно помнить и оперировать одновременно лишь семью различными мыслительными категориями. Когда учащемуся одновременно демонстрируют несколько типов мультимедийной информации, может возникнуть ситуация, в которой он отвлекается («скачет») от одних типов информации, чтобы уследить за другими, а в результате целостность учебного материала остается плохо усвоенной. Уровень интерактивного взаимодействия пользователя с программой по-прежнему остается на очень низком уровне, и все еще очень далек от уровня общения между людьми.

Возможности «обратной связи» с пользователем в компьютерных обучающих приложениях, как правило, весьма ограничены. Компьютеры в большинстве случаев не могут заменить очного преподавания, а только расширяют (дополняют) его возможности. Как правило, «обратная связь» приложения ограничивается контролем ответов обучающихся на поставленные вопросы на уровне «правильно/неправильно», и не поддерживает возможности динамического выбора различных стратегий обучения, и не предоставляет углубленных комментариев по поводу верного или ошибочного ответа. Мультимедийное приложение не в состоянии определить индивидуальные потребности или трудности учащегося, и поэтому не может отвечать на них подобно преподавателю.

Кроме того, создание аудио, видео и графики намного сложнее и дороже, чем написание обычного текста учебника. Программное и аппаратное обеспечение должно быть надлежащим образом настроено, дабы обеспечить прозрачное использование учебных материалов. Мультимедийные же приложения предъявляют более высокие системные требования, нежели простые средства редактирования текстов, и т.д.

Недостаточно быстрый канал связи в Интернет приводит к низкому качеству звука, изображения, видео, а также длительные задержки при скачивании файлов, что может негативно сказаться на эффективности учебного процесса с применением ИКТ.

Мультимедийные приложения (программы, продукты) могут быть использованы как одна из многочисленных возможных сред обучения, применимая в многочисленных академических контекстах, в которых обучаемые осваивают учебный материал и участвуют в диалоге с другими обучающимися и преподавателями о сущности процесса своего обучения

Интеграция средств мультимедиа требует глубокого аналитического, практического и экспериментаторского подхода, который ставит в центр процесса обучения самого обучающегося. Процесс обучения в системе технического и профессионального образования ориентирован на обучающихся поэтому они должны выработать навыки самостоятельно находить информацию, необходимую для формирования знаний. Значит, необходимо использовать различные методы индивидуального обучения, которые позволили бы каждому из них стать активным участником процесса обучения и критически подходить к изучаемому материалу.

Таким образом, нет сомнения в том, что информационно-коммуникационные технологии способны предложить все возрастающее возможности для развития системы технического и профессионального образования в Казахстане.

Список литературы

  1. Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. М.: ИОШ РАО, - 1994.
  2. Гребенев И.В. Методические проблемы компьютеризации обучения в школе. //Педагогика. - №5. -1994.
  3. Галишникова Е.М. Использование интерактивной Smart-доски в процессе обучения // Учитель. – 2007. – № 4. – С. 8-10.
  4. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М., - 2003.

Мариам Папикьянц
Использование ИКТ в профессиональной деятельности

Использовании ИКТ в профессиональной деятельности

Современное общество живет в мире постоянного умножения потока информации, которая каждые несколько лет практически удваивается. Не утонуть в этом информационном море, а точно ориентируясь решать практические задачи, человеку помогает компьютер. «Завтра» наших детей – это информационное общество. С каждым годом современные информационные технологии все плотнее входят в нашу жизнь. Поэтому, дошкольное образовательное учреждение, как носитель культуры и знаний, также не может оставаться в стороне. Поэтому информационно - коммуникационные технологии (ИКТ) используются мною для повышения эффективности образовательного процесса.

На протяжении всей педагогической деятельности в своей работе регулярно использую информационно-коммуникативные технологии. Информационно-коммуникативные технологии способствуют лучшему усвоению материала, помогают в игровой, сказочной форме изучить необходимый материал. Кроме того информационно-коммуникативные технологии способствуют повышению познавательного интереса, активизируют мыслительную деятельность детей .

В подготовке к занятиям, при поиске материала регулярно использую ресурсы интерната , где представлено множество педагогических технологий, опытов работы воспитателей, разнообразнейший наглядный, музыкальный и видеоматериалы.

Использование ИКТ , в процессе проведения занятии : --- «Соберу букет для милой мамочки на праздник» , позволяют воспитанникам в яркой, интересной форме рассматривать понятия и определения, видеть объекты занятий в видеороликах и на фотографиях, закреплять материал в интересной форме, что способствует чёткому восприятию материала по той или иной теме.

Мною проведены открытые просмотры для педагогов МБДОУ№1 с использованием ИКТ : «Воздушные шарики для клоуна» ; «Мамы и их детки» , «Овощи» , «Чудесный мешочек Бабушки-Забавушки» в которых современные информационно-коммуникативные технологии использовались в полной мере . На круглом столе мною была представлена презентация, в которой я показала свою профессиональную деятельность по теме «Адаптация ребенка к детскому саду» .

На сайте работников образования создала свою страничку http://nsportal.ru/lmariam-oganesovna/ , где выставила материалы и фотографии своей профессиональной деятельности . Здесь я нашла многих соратников, с которыми происходит общение. Большой материал, представленный на сайте работников образования, помогает мне в моей работе, мой кругозор расширяется.

Периодически участвую в работе сетевого профессионального сообществ : сайт, где размещаю конспекты проведённых занятий.

Информационно-коммуникативные технологии использую и в работе с родителями. В повседневной деятельности регулярно произвожу видеозаписи, из которых монтирую тематические видеофильмы, представляемые на родительских собраниях по теме ---, Это позволяет родителям заглянуть в мир своего ребёнка, не пропустить важные моменты его развития по причине занятости на работе.

Использование современных информационно-коммуникативных технологий в обучении дошкольников целесообразно. Это позволяет за незначительное время, отведённое для непосредственно образовательной деятельности , охватить материал шире, представить его интереснее и актуальнее. К тому же мультипликационный и видео материалы воспринимаются детьми с удовольствие, усвоение знаний происходит в непринуждённой форме.

В своей работе я использую информационно - коммуникационные технологии :

В подборе иллюстративного материала к занятиям (сканирование, Интернет, принтер, презентации) ;

В подборе дополнительного материала из различных источников к образовательной деятельности , знакомство со сценариями праздников и других мероприятий;

В обмене опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов;

В создании презентаций в программе Power Point для повышения эффективности образовательных занятий с детьми;

В использовании цифровой фотоаппаратуры и программ редактирования фотографий, которые позволяют управлять снимками, редактировать и демонстрировать их;

В использовании Интернета в педагогической деятельности , с целью информационного и научно-методического сопровождения образовательного процесса в дошкольном учреждении, как поиск дополнительной информации для занятий, расширения кругозора детей.

В оформление буклетов.

Создание электронной почты, ведение своей странички на сайте работников образования.

Использование ИКТ способствует активизации познавательной деятельности воспитанников , стимулирует и развивает психические процессы, развитие мышления, восприятия, памяти. Применение информационных компьютерных технологий на игровых занятиях не только облегчает усвоение учебного материала, но и предоставляет новые возможности для развития творческих способностей детей :

Повышает мотивацию воспитанников к изучению нового материала;

Активизирует познавательную деятельность ;

Развивает мышление и творческие способности ребёнка;

Формирует активную жизненную позицию в современном обществе.

  • § 3. Орфоэпические и акцентологические нормы русского литературного языка. Справочный материал
  • О р ф о э п и ч е с к и е н о р м ы
  • Характеристика ударения в русском языке
  • А к ц е н т о л о г и ч е с к и е н о р м ы
  • Дидактический материал
  • § 4. Лексические и фразеологические нормы русского литературного языка. Справочный материал
  • Л е к с и ч е с к и е и ф р а з е о л о г и ч е с к и е н о р м ы
  • Л е к с и ч е с к и е о ш и б к и
  • С п о с о б ы и с п р а в л е н и я л е к с и ч е с к и х о ш и б о к
  • О ш и б к и в и с п о л ь з о в а н и и ф р а з е о л о г и з м о в:
  • Дидактический материал
  • 3. Соответствие между прилагательными и существительными, с которыми можно
  • 6. В предложениях допущены ошибки в употреблении паронимов:
  • § 5. Морфологические нормы русского литературного языка. Справочный материал
  • М о р ф о л о г и ч е с к и е н о р м ы
  • Имя существительное
  • II. Имя прилагательное
  • 2.1 Краткие прилагательные
  • 3.2 Собирательные числительные оба - обе
  • IV.Местоимение.
  • V. Глагол
  • 8.2. Предлоги ввиду, вместо, вроде, вследствие, наподобие, сверх, насчёт,
  • 8.4. Умей различать предлоги и самостоятельные части речи
  • Дидактический материал
  • 1.Встретив его случайно в театре,
  • 2.Устраиваясь на работу,
  • 3.Потеряв к этому времени значение оборонительного соору­жения,
  • 4.Приступая к работе над рефератом,
  • § 6. Синтаксические нормы русского литературного языка. Справочный материал
  • С и н т а к с и ч е с к и е н о р м ы
  • 3.Выбор правильного падежа и предлога
  • 4. Употребление деепричастных оборотов
  • 5.Однородные члены предложения
  • 6.Согласование сказуемого с подлежащим
  • 7. Употребление причастного оборота
  • 8. Согласование приложений
  • Дидактический материал
  • Словарь понятий и терминов
  • Тема 1.3. Речевой этикет. Контрольные вопросы
  • § 7. Речевой этикет. Нормы и правила делового этикета. Этические нормы взаимоотношений с коллегами, партнёрами, клиентами. Справочный материал
  • Ф о р м у л ы р е ч е в о г о э т и к е т а
  • Дидактический материал
  • Словарь понятий и терминов
  • Тема 1.4. Использование информационно-коммуникативных технологий в профессиональной деятельности. Контрольные вопросы
  • § 8. Понятие об информационно-коммуникативных технологиях. Использование информационно-коммуникативных технологий при подготовке специалиста. Справочный материал
  • Дидактический материал
  • Словарь понятий и терминов
  • Э т а п ы п о д г о т о в к и к в ы с т у п л е н и ю
  • Где что искать
  • Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение
  • Средства выражения логических связей.
  • Составление различных видов планов
  • Составление вступительной и заключительной части текста выступления. Правила написания вступления и заключения речи.
  • Приемы, используемые в заключительной части выступления
  • Дидактический материал
  • § 10. Редактирование текста выступления. Справочный материал
  • Некоторые виды грамматических ошибок
  • Дидактический материал
  • Задания к тексту
  • § 11. Речевая деятельность и её виды. Справочный материал
  • Дидактический материал
  • § 12. Условия успешного общения. Справочный материал
  • Причины коммуникативных неудач
  • Дидактический материал
  • § 13. Устная разговорная речь. Беседа. Деловая беседа. Справочный материал
  • Жанры речевого общения
  • Дидактический материал
  • § 14. Основные качества речи. Особенности звучащей речи. Невербальные средства общения. Справочный материал
  • Дидактический материал
  • Словарь понятий и терминов
  • Тема 2.2. Практическая стилистика. Контрольные вопросы
  • § 15. Понятие о практической стилистике. Функциональные стили речи. Справочный материал
  • Основные разновидности употребления языка
  • Поэтому различают следующие стили речи:
  • Дидактический материал
  • § 16. Научный стиль. Виды информационной переработки текста (конспект, тематический конспект, реферат). Справочный материал
  • Языковые особенности научного стиля
  • Особенности научно – популярного подстиля
  • Виды информационной переработки текста
  • Виды конспектов
  • Порядок подготовки конспекта
  • Работа над тематическим конспектом
  • Как писать реферат
  • Структура реферата
  • Дидактический материал
  • Языковые особенности официально-делового стиля
  • Нормы употребления канцеляризмов
  • В и д ы д о к у м е н т ов
  • Формы обращения, изложения просьб, выражения признательности, способы аргументации в производственных ситуациях.
  • Способы аргументации
  • Дидактический материал
  • § 18. Официально-деловой стиль речи. Составление деловой документации. Справочный материал
  • Административно-организационные документы.
  • Информационно-справочные документы.
  • Речевые ошибки, допускаемые при составлении документов
  • Некоторые виды медицинской документации
  • Дидактический материал
  • § 19. Публицистический стиль речи. Убеждающие жанры. Справочный материал
  • Языковые особенности публицистического стиля
  • Сравнительная характеристика научного и публицистического выступлений
  • Основные речевые действия ведущего
  • Основные речевые действия спорящих
  • Виды вопросов
  • Анализ выступления
  • Дидактический материал
  • § 20. Публицистический стиль речи. Основные техники и приёмы общения с коллегами, партнёрами, клиентами: правила слушания, ведения беседы, убеждения, консультирования. Справочный материал
  • Стили общения
  • Общие советы по общению с коллегами, партнёрами, клиентами
  • Правила слушания, ведения беседы
  • Особенности консультирования
  • Основные приёмы консультирования
  • Условия успешного консультирования
  • Дидактический материал
  • § 21. Разговорный стиль речи. Формы и методы общения с пациентами. Справочный материал
  • Некоторые причины несоблюдения лечебного плана (врачебных назначений):
  • Дидактический материал
  • Качество продукции
  • § 22. Разговорный стиль речи. Способы эффективного общения с коллегами, руководством, пациентами и их окружением. Справочный материал
  • Основные синтаксические конструкции, используемые в диалоге «медработник – пациент»:
  • Дидактический материал
  • Словарь понятий и терминов
  • Список рекомендательной литературы
  • Словарь понятий и терминов

    Речевой этикет – разработанные правила речевого поведения, система речевых формул общения.

    Формулы речевого этикета - это типовые готовые конструкции, которые регулярно употребляются при корректном общении.

    Этикет – это совокупность правил хорошего тона, принятых в данном обществе и устанавливающих нормы поведения людей в определённых ситуациях.

    Ятрогения - неблагоприятные изменения психического состояния и психогенные реакции, способствующие возникновению неврозов, появляющихся в результате неправильных (неквалифицированных) действий медицинского работника, осуществляющего ненамеренное внушающее воздействие на пациента (например, вследствие неосторожного высказывания о тяжести заболевания, неблагоприятном прогнозе болезни; неосмотрительные ссылки на плохой исход аналогичных заболеваний у других людей и т. д.).

    Тема 1.4. Использование информационно-коммуникативных технологий в профессиональной деятельности. Контрольные вопросы

      Общее понятие об информационно-коммуникационных технологиях (ИКТ).

      Задачи ИКТ.

      Классификация средств ИКТ.

      Психолого-педагогические особенности использования ИКТ.

      Формы использования информационно-коммуникационных технологий при подготовке специалиста.

    § 8. Понятие об информационно-коммуникативных технологиях. Использование информационно-коммуникативных технологий при подготовке специалиста. Справочный материал

    Создание и развитие информационного общества в современном мире предполагает широкое применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ ) в профессиональной деятельности, что определяется рядом факторов:

    ● внедрение ИКТ существенным образом ускоряет передачу знаний и накопленного социального опыта человечества не только от поколения к поколению, но и от одного человека другому.

    ● современные ИКТ, повышая качество обучения и образования, позволяют человеку более успешно адаптироваться к происходящим социальным изменениям.

    Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) - совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации в интересах ее пользователей.

    Использование применяемых в сфере образования ИКТ ставит своей целью реализацию следующих задач, таких как:

    Поддержка и развитие системности мышления;

    Поддержка всех видов познавательной деятельности в приобретении знаний, развитии и закреплении навыков и умений;

    Реализация принципа индивидуализации учебного процесса при сохранении его целостности.

    Образовательные средства ИКТ можно классифицировать по ряду параметров:

    1. По решаемым педагогическим задачам :

    Средства, обеспечивающие базовую подготовку (электронные учебники, обучающие системы, системы контроля знаний);

    Средства практической подготовки (задачники, практикумы, виртуальные конструкторы, программы имитационного моделирования, тренажеры);

    Вспомогательные средства (энциклопедии, словари, хрестоматии, развивающие компьютерные игры, мультимедийные учебные занятия);

    Комплексные средства (дистанционные учебные курсы).

    2. По функциям в организации образовательного процесса :

    Информационно-обучающие (электронные библиотеки, электронные книги, электронные периодические издания, словари, справочники, обучающие компьютерные программы, информационные системы);

    Интерактивные (электронная почта, электронные телеконференции);

    Поисковые (каталоги, поисковые системы).

    3. По типу информации :

    Электронные и информационные ресурсы с текстовой информацией (учебники, учебные пособия, задачники, тесты, словари, справочники, энциклопедии, периодические издания, числовые данные, программные и учебно-методические материалы);

    Электронные и информационные ресурсы с визуальной информацией (коллекции: фотографии, портреты, иллюстрации, видеофрагменты процессов и явлений, демонстрации опытов, видеоэкскурсии; статистические и динамические модели, интерактивные модели; символьные объекты: схемы, диаграммы);

    Электронные и информационные ресурсы с аудиоинформацией (звукозаписи стихотворений, дидактического речевого материала, музыкальных произведений, звуков живой и неживой природы, синхронизированные аудиообъекты);

    Электронные и информационные ресурсы с аудио- и видеоинформацией (аудио- и видеообъекты живой и неживой природы, предметные экскурсии);

    Электронные и информационные ресурсы с комбинированной информацией (учебники, учебные пособия, первоисточники, хрестоматии, задачники, энциклопедии, словари, периодические издания).

    с комбинированной информацией (учебники, учебные пособия, первоисточники, хрестоматии, задачники, энциклопедии, словари, периодические издания).

    Возможности ИКТ могут быть использованы:

    При построении интерактивных таблиц, плакатов и других цифровых образовательных ресурсов по отдельным темам и разделам учебной дисциплины,

    Для создания индивидуальных тестовых мини-уроков;

    Для создания интерактивных домашних заданий и тренажеров для самостоятельной работы студентов.

    Учебно-методический аспект . Электронные и информационные ресурсы могут быть использованы в качестве учебно-методического сопровождения образовательного процесса. Преподаватель может применять различные образовательные средства ИКТ при подготовке к занятию; непосредственно при объяснении нового материала, для закрепления усвоенных знаний, в процессе контроля качества знаний; для организации самостоятельного изучения обучающимися дополнительного материала и т.д. Компьютерные тесты и тестовые задания могут применяться для осуществления различных видов контроля и оценки знаний.

    Развитие деятельности человека обусловливается изменением того или иного ее структурного компонента: предмета, цели, содержания деятельности, системы действий, обеспечивающих достижение цели, средств выполнения этих действий. При этом изменение происходит не в каком-либо отдельно взятом звене, а во всей структуре деятельности. В результате преобразуются традиционные и возникают новые формы человеческой деятельности в сфере труда, познания и коммуникации. Современные средства ИКТ стали новым средством, орудием человеческой деятельности.

    Использование средств ИКТ в качестве инструмента означает появление новых форм мыслительной, мнемической, творческой деятельности, что можно рассматривать как историческое развитие психических процессов человека и продолжить разработку принципов исторического развития деятельности применительно к условиям перехода к постиндустриальному обществу. Усвоение знаний предполагает овладение системой обобщений, составляющих основное содержание знаний.

    Природа средств ИКТ вполне определенным образом влияет на формирование и развитие психических структур человека, в том числе мышления. Печатный текст, до последнего времени являвшийся основным источником информации, строится на принципе абстрагирования содержания от действительности и организуется как последовательность фраз в порядке чтения слева направо, что формирует навыки мыслительной деятельности, обладающей структурой, аналогичной структуре печатного текста, которой свойственны такие особенности, как линейность, последовательность, аналитичность, иерархичность.

    Другие средства массовой коммуникации - фотография, кино, радио, телевидение – имеют структуру, значительно отличающуюся от структуры печати. Образы и звуки не направляют ход мыслей слушателя или зрителя от одного объекта к другому с промежуточными выводами, как при восприятии печатной информации. Вместо этого они создают модели узнавания, обращены к чувственной стороне субъекта.

    Подобно тому, как печатные материалы и технические средства массовой коммуникации привели к гигантскому расширению возможностей человеческого познания, фиксации и передачи опыта, компьютер увеличивает потенциал человеческого мышления, вызывает определенные изменения в структуре мыслительной деятельности. Основными являются процессы организации и интерпретации информации. Она может быть закодирована и представлена на экране дисплея в виде математических символов, таблиц, графиков и диаграмм, изображения процессов, дополняемых звуком, цветным изображением и т.п.

    Обучающая среда формирует такие характеристики мышления, как склонность к экспериментированию, гибкость, связность, структурность. Эти характеристики соответствуют познавательным процессам, связанным с творческой деятельностью и решением проблем. Так, понимание сущности явлений и тактика решения проблем описываются как способность воспринимать по-новому кажущиеся очевидными факты, находить способ соединения не связанных, на первый взгляд, вещей, устанавливать оригинальные связи между новой и старой информацией.

    Средства ИКТ способствуют развитию мышления обучающегося, ориентируют его на поиск очевидных и неочевидных системных связей и закономерностей. Компьютер является мощным средством оказания помощи в понимании многих явлений и закономерностей, однако, нужно помнить, что он неизбежно порабощает ум, располагающий в результате лишь набором заученных фактов и навыков. Простое сообщение знаний, овладение языком программирования, само умение программировать являются лишь первым шагом на пути реализации его возможностей. Действительно эффективным можно считать лишь обучение, при котором прививаются навыки мышления, причем мышления нового типа, определенным образом отличающегося от мышления, сформировавшегося на основе оперирования печатной информацией, пользования средствами массовой коммуникации.

    Таким образом, в связи с использованием ИКТ, пересмотру подвергаются представления не только о мышлении, но и о других психических функциях: восприятии, памяти, представлениях, эмоциях и др.

    Включение ИКТ помогает усовершенствовать и разнообразить традиционные формы передачи и усвоения учебного материала.

    Формы ИКТ:

    Электронные учебники и разнообразные пособия, оформленные в цифровые образовательные ресурсы, расширяют возможности работы с текстом и создают предпосылки для глубокого овладения материалом.

    Дидактическая игра, подкрепленная ИКТ, приобретает, кроме имитационного моделирования изучаемых систем, явлений, процессов, наглядность в оформлении решения и результатов самой игры и действий команды.

    Применение мультимедиа средств в подготовке специалистов предоставляет возможность комбинировать необходимую информацию в разных формах (текст, звук, видео и т.д.).

    ИКТ в преподавании нацеливают обучающихся на развитие определенных навыков и умений самостоятельной деятельности, обеспечивают переход к самообразованию. Как происходит активизация познавательных интересов студентов в классической лекционно-семинарской системе обучения с использованием ИКТ, можно рассмотреть при анализе традиционных форм занятий.

    1. Компьютерные программы не должны использоваться с развлекательной направленностью и с исключительной целью повышения интереса к предмету путем показа визуальных объектов. В языковом развитии обучающегося важно использовать мультимедиа средства (ИКТ) не только в качестве иллюстративного материала, но и как основу для структурирования и систематизации информации, творческого применения полученных знаний, т.е. иллюстрации должны подкреплять познавательную деятельность, а не заменять её.

    2. При использовании ИКТ важноинтенсифицировать работу с текстом, увеличить объём коммуникативных упражнений, активизировать познавательную деятельность обучающихся за счёт сокращения затрат времени на другие виды работ, как например, различного рода списывания.

    3. Необходимосоздавать проблемные ситуации, развивать творческий потенциал обучающихся; не перегружать учебный материал использованием ИКТ (чрезмерное увлечение компьютером может принести вред, снизить работоспособность).

    4. Для развития коммуникативной компетенции необходимо продумывать взаимодействие студентов в группе, поэтому важно при использовании ИКТ планировать групповые задания. Благодаря обсуждению и проектированию образовательного процесса его участники по мере накопления опыта обсуждений приобретают многие полезные умения и свойства: выделять и излагать свою позицию и воспринимать чужую; подчиняться общим правилам и вырабатывать на этой основе способы саморегуляции и адекватной самооценки и др.