AMD Catalyst Control Center — что это, зачем нужен и как с ним работать. Как зайти в настройки видеокарты ati radeon Настройка амд каталист для игр

Любой видеокарте, даже самой производительной и современной, требуется для работы подходящий драйвер или специальная утилита для дополнительной настройки. Видеоадаптеры Radeon, дискретные или интегрированные, работают намного лучше и обеспечивают большую частоту кадров после установки на компьютер центра управления AMD Catalyst Control Center (CCC), впервые выпущенного в 2007 году. Это средство предназначено для тонкой настройки характеристик графических карт американского бренда Advanced Micro Devices.

Утилиту CCC, которая уже больше 10 лет идёт в комплекте к драйверам видеокарт Radeon, в будущем может заменить программный пакет Software Crimson от того же производителя. Однако на сегодняшний день её всё равно требуется устанавливать на десктопный ПК или ноутбук с графикой от AMD.

Ежегодно функциональность утилиты повышается, увеличивая возможности правильного распределения ресурсов и производительность графических карт, продолжающих успешно конкурировать с моделями Nvidia.

В список возможностей Catalyst Control Center входит:

  • оптимизация 3D-графики, позволяющая увеличить качество изображения в большинстве игр;
  • интеграция с соцсетями, улучшающая работу встроенных в эти ресурсы виджетов и игровых приложений;
  • сглаживание кадров, необходимое для использования в играх;
  • управление питанием ноутбука, позволяющее снизить энергопотребление мобильных компьютеров при работе от аккумулятора;
  • установка оптимального уровня контрастности и детализации картинки – функция, которая пригодится не только для игр, но и при работе с графическими редакторами и просмотре фильмов в высоком разрешении;
  • одновременная настройка нескольких подключенных к видеокарте экранов (дисплеев компьютера или телевизоров);
  • обновление программного обеспечения для видеоадаптеров, в большинстве случаев автоматическое.

К преимуществам использования AMD CCC можно отнести небольшие требования к ресурсам компьютера, встроенный менеджер для игр и возможность аппаратного ускорения видеокарт.

Центр управления работает и на современных высокопроизводительных компьютерах, и на устаревших устройствах, позволяя ускорить работу графики и добавить несколько кадров в секунду для игрового процесса. С помощью этой же утилиты можно настроить кадровую частоту вручную.

AMD Catalyst Control Center: настройка для игр

Играть с помощью центра управления CCC удобнее и проще, а процесс настройки игр занимает не больше нескольких минут. А единственная проблема, характерная для ноутбуков с установленной одновременно интегрированной и дискретной графикой, возникает, когда в меню утилиты нет настроек видеокарты, и отсутствует возможность оптимизировать изображение.

Вопрос решается переключением с одного графического адаптера на другой – через BIOS, с помощью Catalyst Control Center или при выборе соответствующего GPU, который предлагается пользователю лэптопа при изменении источника питания.


Решая вопрос с настройками видеокарты для игры, следует определиться с необходимостью внесения изменений. Если частота кадров во время игрового процесса достаточно высокая, и проблем с графикой не возникает, рекомендуется оставить центр управления настроенным по умолчанию. При необходимости повышения уровня fps стоит выполнить такие действия:
  1. Открыть AMD Catalyst Control Center.
  2. Выбрать в левом столбике вкладку игры.
  3. Нажать на кнопку «Добавить», расположенную в разделе параметров приложения.
  4. Найти в списке исполняемый файл игры (имеет расширение.exe и в Windows обозначается как «Приложение») и нажать «ОК».

Утилита автоматически анализирует игровые настройки и проведёт оптимизацию встроенной или дискретной графики. Благодаря этому видеокарта не только работает быстрее, но и меньше изнашивается в процессе эксплуатации.

При ручной настройке графики пользователь получает возможность самостоятельно выбрать максимальное качество изображения, высокую скорость работы игры или стандартные значения настроек, предполагающие компромисс между fps и разрешением.

Как запустить AMD Catalyst Control Center

Особого внимания центр управления требует при первом запуске. Перед тем как открыть AMD Catalyst Control Center, пользователь выбирает режим настройки:

  • базовый, устанавливающий параметры видеокарты по умолчанию и позволяющий в дальнейшем настраивать разрешение, качество и число подключённых устройств вывода изображения;
  • расширенный, обеспечивающий ручную настройку большинства характеристик графики.

При отсутствии необходимости в изменении параметров видеокарты рекомендуется выбирать обычный режим. Опытному пользователю, собирающемуся оптимизировать работу игр, стоит отдать предпочтение второму варианту.

Если же возникла проблема, что не открывается AMD Catalyst Control Center, достаточно обновить драйвера, предварительно удалив старые.

Как обновить AMD Catalyst Control Center

Для обновления центра управления от пользователя потребуются практически те же действия, что и при установке новых драйверов для любой другой комплектующей компьютера. Получить новую версию утилиты вместе с управляющими программами для графического адаптера можно на официальном сайте компании.

Где скачать AMD Catalyst Control Center

Единственным правильным вариантом при скачивании центра управления CCC является официальный сайт производителя видеокарт AMD. После перехода на главную страницу владелец компьютера должен открыть вкладку программного обеспечения «Download AMD Drivers & Software».

После этого в правой половине страницы можно увидеть меню ручного выбора видеокарты AMD и найти подходящую серию и модель. Последний пункт «Select the supported operating system that you have» позволяет выбрать одну из поддерживаемых картой операционных систем:

  • для старых видеоадаптеров это будут Windows XP и платформы Unix;
  • для видеокарт более поздних лет выпуска – Windows 7 и 8;
  • для самых последних десктопных моделей – только Windows 10.

Выбрав подходящий вариант, следует скачать эту версию и запустить установку на компьютере. Нежелательно пользоваться для скачивания посторонними сайтами. Результатом может стать не только установка устаревшего ПО, но и повышенный риск заражения системы вирусами.

Как установить AMD Catalyst Control Center

Установка центра управления выполняется тремя способами:

  1. Переходом на официальный сайт производителя и выбором подходящей модели видеокарты. После скачивания инсталляционного файла его устанавливают на компьютере.
  2. Выбором автоматического определения модели видеоадаптера на том же сайте.
  3. Использование утилит для автоматического обновления драйверов типа Drivers Pack Solution.

AMD Catalyst не запускается: что делать?

Проблемы, возникающие при установке и запуске программного пакета, часто связаны с неправильно выбранной разрядностью системы. Корректная работа программы возможна только, если скачанная с ресурса производителя версия совпадает с битностью Windows. Например, для 32-битной Виндоус ошибка установки пакета AMD Catalyst возникает при попытке инсталлировать центр управления для 64-битной платформы.

Не запускается утилита и при появлении проблем с совместимостью версий. Поэтому, если не удается запустить AMD Catalyst Control Center, стоит удалить уже установленное программное обеспечение для видеоадаптера.

Как полностью удалить AMD Catalyst Control Center

Один из способов решения проблемы с запуском центра управления заключается в полном удалении AMD CCC с компьютера. Для этого пользователь должен сделать следующее:

  1. Открыть панель управления.
  2. Выбрать пункт программ и компонентов (или установки и удаления программ для Windows XP).
  3. Найти в открывшемся списке удаляемую утилиту и выбрать её удаление.

Когда программа будет полностью удалена с компьютера, следует перезагрузить систему. Теперь ПК (или ноутбук) готов к установке новой версии центра управления.

Лучшая настройка для игр: Видео

Вконтакте

Стандартные драйвера AMD включают утилиту, помогающую полностью раскрыть потенциал мощного графического ускорителя. До версии драйверов 15.11.1 включительно это был AMD Catalyst Control Center. Его последняя версия была разработана 4 года назад и сейчас ее можно использовать для графических ускорителей до серии R9 280/290 включительно. Официальная поддержка этой программы прекращена.

Видеокарты, выпущенные до 2015 года не имеют функционала, реализованного в последних видеоускорителях, поэтому нет смысла устанавливать новейшие драйвера на компьютеры с такими видеокартами. Они могут не установится со старой видеокартой, а также содержат не поддерживаемый старым железом функционал, который будет забирать вычислительный ресурс на себя. Новая утилита АМД, которая пришла на смену, обладает примерно тем же функционалом, поэтому легко осваивается при умении обращаться со старым добрым Каталистом.

Для чего нужна специальная утилита для видеокарт

Это программное обеспечение предназначено для тонкой подгонки режима работы видеоускорителя, запускающее себя системным процессом ccc.exe. Производится управление такими параметрами :

  • общие показатели производительности;
  • внешний вид рабочего стола и параметров экрана;
  • установка необходимой производительности при обычной работе и во время обработки видеофайлов;
  • настройка совместного использования нескольких видеоускорителей в режиме CrossFire;
  • тонкий подбор значений для достижения оптимальной игровой производительности;
  • установка параметров энергопотребления;
  • поддержание в актуальном состоянии служебных программ АМД, а также информирование пользователя о новостях компании;
  • предоставление информации об использующейся версии программного обеспечения и аппаратных особенностях видеокарты;
  • управление частотой видеоядра;
  • подбор и установка параметров мониторов, подключенных к разным выходам.

Видеоадаптеры, выпущенные по 28 нанометровому процессу до 2015 года и сейчас без проблем подходят для любых современных игр. Единственным их недостатком является значительно большее энергопотребление при максимальной нагрузке, чем у современных видеокарт.

Чтобы обеспечить качественный игровой процесс и оптимально настроить энергопотребление и служит Catalyst. Кроме того, он отрегулирует искаженную цветопередачу у монитора, проблемы с контрастом и показателями яркости.

Где можно скачать и как установить CATALYST

Хотя Catalyst уже не поддерживается, на сайте АМД есть страница http://support.amd.com/en-us/kb-articles/Pages/latest-catalyst-windows-beta.aspx# , со ссылками для загрузки Каталиста версии 15.201.1151.1010:

К сожалению, по состоянию на начало июня 2018 года, эти ссылки не работают . При их активации появляется окно, содержащее сообщение о проблемах при загрузке файла:

Но, как известно, ищущий обрящет. Скачать последнюю версию Catalyst Control Center для Windows 7, 8, 10 можно с других сайтов, например:

При скачивании необходимо правильно выбрать версию , соответствующую установленной у Вас операционной системе. При этом также нужно обращать внимание на ее разрядность (32 или 64 разрядная). Дистрибутив для 64-разрядной версии системы занимает 308 мегабайт пространства.

Установка утилиты производится вместе с пакетом драйверов и является интуитивно понятной. При двойном клике на загруженном файле (чаще всего с названием ati catalyst install manager) появится окно, предлагающее выбрать путь для распаковывания файлов драйвера и утилиты, его можно оставить таким как есть:

Затем во всплывающем окне необходимо кликнуть далее и выбрать пункт быстрая установка :

Также нужно будет согласиться с условиями лицензии :

После этого необходимо перезагрузить компьютер и можно пользоваться программой:

Весь процесс можно посмотреть на видео:

Запуск и настройка утилиты

Интерфейс программы очень прост, но все же необходимо рассмотреть его более подробно.

Сначала появляется окно, предлагающее настроить качество воспроизведения видеофайлов:

При переходе на вкладку видеокачество можно будет настроить резкость, подавление шумов, блочность, а также деинтерлейсинг:

Для мощных видеокарт типа Радеон Р9 280/290 все установки можно выставить на максимум. Но если вы пользуетесь ноутбуком или слабой видеокартой, то лучше не использовать предлагаемые улучшения, так как компьютер может начать сильно подтормаживать.

Интерфейс программы имеет множество опций, которые нужно рассмотреть более подробно.

Меню домашней страницы содержит ссылки и адреса АМД, ее службу поддержки и твиттер:

Позволяют создать и назначить определенные комбинации клавиш для предустановок:

Рабочий стол содержит несколько подменю, которые дают возможность управлять параметрами отображения, которые связаны с монитором или несколькими мониторами. Можно управлять несколькими дисплеями, подключенными к компьютеру:

Удобно организован доступ к изменению разрешения рабочего стола, цветности, частоты обновления и его поворота.

Существует возможность откалибровать цветовую гамму монитора, отрегулировать установки яркости и контраста:

Доступ к возможности поворота экрана оформлен в наглядном стиле:

Команды в разделе видео дают возможность отрегулировать параметры видеокачества:

Доступны на вкладке игры:

Раздел информация показывает сведения об установленных драйверах:

Подменю аппаратные устройства показывает детальные особенности видеоадаптера:

Также можно посмотреть полные настройки на видео:

Как настраивать CATALYST для ускорения работы

Ускорить быстродействие видеоподсистемы можно во вкладках видео и 3D-приложениях. Кроме того, необходимо разгрузить процессор и уменьшить использование оперативной памяти, путем отключения автоматического выполнения ненужных служб.

Ускорить быстродействие при просмотре видео можно если установить на минимум все соответствующие опции. Кроме того, можно уменьшить разрешение, понизить частоту обновления кадров экрана на вкладке свойства рабочего стола:

Подменю глобального видеокачества содержит пункт принудительное сглаженное воспроизведение видео, с которого нужно снять выделение:

Подменю цвет на производительность не влияет, можно произвести настройку цветовой гаммы по своему вкусу:

Важным является подменю качество на вкладке видео:

Здесь также нужно снять выделение со всех пунктов для уменьшения нагрузки на видеосистему. Деинтерлейсинг можно оставить в автоматическом режиме, а если есть возможность — отключить.

При наличии пунктов «ускоренное преобразование видео» или «включить аппаратное ускорение» их надо задействовать для того, чтобы активировать аппаратные блоки видеопроцессора.

Оптимизация игрового режима в CATALYST

Значительное увеличение быстродействия в играх может быть получено, если отключить все опции, нагружающие видеоядро. В подменю «Сглаживание » отключаются все виды сглаживания или оставляют выбор самим приложениям. Фильтрацию оставляют стандартной, а метод сглаживания переключают во множественную выборку:

В подменю текстурной фильтрации отключают анизотропную фильтрацию, уменьшают до минимума текстурную фильтрацию или переключают на производительность. Улучшение формата поверхности при наличии этого подменю также выключается. В подменю частоты смены кадров выключают вертикальное обновление и тройную буферизацию.

В подменю тесселяции все пункты надо установить в оптимизировано.

Разгон производительности системы производится на вкладке производительности. Драйвера, содержащие Catalyst имеют встроенную технологию Over Drive, которая дает возможность разгонять видеосистему с помощью заложенных в драйвера возможностей. В мобильных устройствах ее установка не предусмотрена. Нетбук с видеокартой АМД имеет ограниченные возможности по разгону:

При использовании дискретной видеокарты на стационарном компьютере могут появиться дополнительные опции , которые используются для подстройки качества и производительности под конкретного пользователя. Общее правило при желании увеличить производительность – отключить все лишнее. Также при наличии меню AMD OverDrive можно попробовать увеличить частоту графического процессора, памяти, лимит энергопотребления, настроить частоту вращения вентиляторов. Но при этом возрастает риск испортить видеокарту. Эта вкладка выглядит следующим образом:

Вкладка питание открывает доступ к регулировке режима энергопотребления:

В подменю профилей питания можно изменить время отключения дисплея при простое, время перехода в спящий режим и яркость:

Как производить обновление драйверов AMD

Вкладка обновления ПО дает возможность осуществить обновление программного обеспечения АМД:

При нажатии этой кнопки появляется всплывающее окно, позволяющее выбрать для установки новый набор:

Так как поддержка Catalyst фирмой АМД прекращена, страница загрузки выведет Вас на общую информацию на сайте. Чтобы получить обновления нужно нажать загрузить сейчас:

Полученный пакет устанавливается также как и во время первоначальной установки. Обновление приведет к замене программы Catalyst на более новый пакет от АМД Радеон Crimson Edition с похожим интерфейсом:

Этот программный комплекс предназначен для видеокарт АМД, выпущенных в последние несколько лет. Меню в нем проще и нагляднее. Утилита теперь содержит доступ к играм , воспроизведению видео, возможности Relive, настройке монитора и отображает особенности системы. Назначение вкладок аналогично амд каталист контроль центр. Через видеоменю можно отрегулировать показатели отображения цвета, величину яркости и показатели контрастности.

Relive необходим при записи видеофайлов, например, во время игры.

В подменю дисплея можно изменить разрешение рабочего стола, цветовую гамму, масштабировать изображение.

Вкладка система позволяет увидеть, какой драйвер используется, показатели частоты, информацию о ядре, детальные технические параметры компьютера.

Удаление программного пакета CATALYST

Удаление всего пакета драйверов АМД лучше производить, используя специальную утилиту amdcleanuputility для очистки системы от АМД. Штатный деинсталлятор операционной системы не полностью удаляет драйвера и утилиты, поэтому впоследствии могут возникнуть сбои. Утилита по умолчанию находиться в папке с установленными драйверами по пути C:\ProgramFiles\Amd\CIM\Bin64. Кроме того, она доступна на сайте АМД: https://support.amd.com/en-us/kb-articles/Pages/AMD-Clean-Uninstall-Utility.aspx

Для деинсталляции всего пакета программ от АМД кликают на значок программы для очистки, в результате чего получают такое предупреждение:

Этот полезный инструмент сам произведет деинсталляцию и затем предложит произвести перезагрузку.

В результате различных сбоев иногда catalyst Control Centre не запускается, пропадает значок в трее, как правило, находящийся в системном трее. Для его восстановления нужно заново установит пакет драйверов АМД. Перед этим желательно произвести полную очистку системы от сбойных программ АМД.

Использование проверенного временем программного комплекса Catalyst и сейчас уместно на компьютерах, выпущенных до 2014 года. Использование не требует особой квалификации и в полной мере раскрывает возможности компьютера.

Если решили скачать данную утилиту, то скорей всего знаете в общих чертах, что это за софт и для чего он нужен. В этом теме подробно рассмотрим такие часто встречающиеся вопросы как:

  • Настройка производительности (настройки для игр);
  • Не удалось запустить программу;
  • Не запускается или не открывается AMD Catalyst Control Center;
  • Как удалить приложение?

Настройки для игр

Для перехода в режим настроек производительности вам следует перейти в главном меню на вкладку “Игры”, после чего открыть “Глобальные настройки”. В открывшемся меню мы видим две вкладки. Первая — это глобальная графика; вторая — технология OverDrive. Непременно стоит каждому пункту уделить внимание. Начнем с первого:

    1. Режим сглаживания. Выбираем уровень и фильтр сглаживания (если поддерживается видеоадаптером). x2, x4 и т.к. — это так называемые ступени, или уровни сглаживания. Чем выше, тем меньше будет квадратов видны и тем более четкая картинка наблюдается в играх.
    2. Метод сглаживания. Имеет три вида: множественная, адаптивная и избыточная выборка. Чем выше, тем сильнее будет нагреваться видеокарта. Не рекомендуется использоваться на максимальных настройках при слабом оборудовании. Это приводит к перегреву, а в дальнейшем и к поломке техники.
    3. Морфологическая фильтрация. В отличие от анизотропной, делает больше размытие, чем сглаживанием. Мало где может понадобится, поэтому советую всегда держать включенным.
    4. Режим анизотропной фильтрации. В графике используются для улучшения лишь поверхностей изображений, который так или иначе имеют наклон. Существует четыре режима: x2, x4, x8 и x16. В современных машинах практически не сказывается негативно на производительности, поэтому используется на максимальном уровне. Отлично улучшает качество.
    5. Качество фильтрации текстур. Имеет три режима: высокий уровень, стандартный и производительность. Выставляем тот, которые более подходит под ваше железо.
    6. Оптимизация формата поверхности. Еще один метод фильтрации, но уже самих текстур, а не сглаживания, как это было с морфологической. Малозаметно улучшает качество, но также практически не загружает систему.
    7. Ждать вертикального обновления. Это вертикальная синхронизация. Всегда четыре варианта: включено, два из них зависят от настроек игр, и выключено. Советую держать всегда включенным, т.к. польза не видна невооруженным взглядом. Но, в то же время не особо сильная нагрузка идет на видеокарту. Больше маркетинговый ход компании, нежели реальной пользы.
    8. Тройная буферизация OpenGL. Позволяет существенно ускорить процесс вывода картинки, в отличие от своего предшественника. Проще говоря, имеет три буфера 1, 2 и 3. Картинку показывает со второго, в первом обрабатывается следующая картинка.
    9. Режим тесселяции. Сильно грубо говоря, она необходима для улучшения всего изображения, используется как “рубанок” для слишком грубых поверхностей и закругляет поверхности. Естественно, за все приходится платить, в данном случае — производительностью. Пример тесселяции:


Не удалось запустить?

  • В большинстве случаев, особенно в новых версиях, есть задержка. Почти всегда помогает повторное нажатие на иконке в трее либо на рабочем столе.
  • Возможно установили некорректную версию software для своего адаптера.
  • Убедитесь, что видеокарта от ATI Radeon.
  • Если ничего не помогает — обратиться в службу поддержки.

Из прошлых статей я рассказывал как можно повысить производительность в играх (кол-во кадров в секунду FPS), правильно задав настройки видеокарт Nvidia. Теперь пришла очередь за AMD (Ati Radeon).

Важно отметить, что данные рекомендации в статье помогут ускорить видеокарту AMD без разгона , главным образом за счет уменьшения качества картинки. Кстати, порой такое уменьшение качества графики для глаза практически не заметно!

И так, ближе к делу, начнем повышать производительность…

1. Настройка драйверов - обновление

Прежде чем приступать к изменению настроек видеокарты, рекомендую проверить и обновить драйвера.Драйвера могут очень сильно влиять на производительность, да и вообще на работу в целом!

Например, лет 12-13 назад, была у меня видеокарта Ati Radeon 9200 SE и были установлены драйвера, если не ошибаюсь, версии 3 (~ Catalyst v.3.x) . Так вот, долгое время не обновлял драйвера, а устанавливал их с диска, который шел вместе с ПК. В играх у меня плохо отображался огонь (его практически не было видно), каково же было удивление, когда я установил другие драйвера - картинку на мониторе как будто подменили! (небольшое лирическое отступление)

Driver Pack Solution - представляет собой на 7-8 ГБ. Его нужно скачать один раз и затем можно использовать на ноутбуках и компьютерах, которые даже не подключены к интернету. Т.е. данный пакет - это просто огромная база драйверов, которую можно поместить на обычную флешку.

Программа, которая просканирует ваш компьютер (точнее все его оборудование), а затем проверит в интернете - нет ли новых драйверов. Если нет - выдаст зеленую галочку, что все в порядке; если будут - даст прямые ссылки по которым можно скачать обновления. Очень удобно!

Slim drivers. Были найдены драйвера более новее, чем установленные на ПК.

2. Простые настройки для ускорения видеокарты AMD в играх

Почему простые? Да просто с заданием данных настроек справиться даже самый начинающий пользователь ПК. Кстати, ускорять видеокарту мы будет за счет уменьшения качества отображаемой картинки в игре.

1) Щелкните правой кнопкой в любом месте рабочего стола, в появившемся окне выберите «AMD Catalyst Control Center » (у вас будет либо такое же название, либо очень похожее на это).

4) В этом разделе нас будут интересовать две вкладки: «производительность в играх » и «качество изображения «. Нужно будет зайти поочередно в каждую и произвести настройки (об этом чуть ниже).

5) В разделе «Начать/игры/производительность в играх/стандартные настройки 3D изображения » сдвигаем ползунок в сторону производительности и снимаем флажок с «пользовательских настроек». См. скриншот ниже.

6) Начать/игры/качество изображения/сглаживание

Здесь снимаем флажки с пунктов: морфологическая фильтрация и настройки приложения. Так же включаем фильтр Standart, и сдвигаем ползунок на 2X.

7) Начать/игры/качество изображения/метод сглаживания

В этой вкладке просто сдвигаем ползунок в сторону производительности.

8) Начать/игры/качество изображения/анизотропная фильтрация

Этот параметр может очень сильно влиять на FPS в игре. Что удобно в этом пункте, так это визуальное отображение как будет меняться картинка в игре, если сдвинуть ползунок влево (в сторону производительности). Кстати, нужно еще снять флажок с пункта «использовать настройки приложения».

Собственно после всех произведенных изменений, сохраняете настройки и перезапускаете игру. Как правило, количество FPS в игре вырастает, картинка начинает двигаться намного плавнее и играть, в целом, комфортнее на порядок.

3. Расширенные настройки для повышения производительности

Заходите в настройки драйверов видеокарты AMD и в параметрах выставляете «Расширенное представление » (см. скриншот ниже).

Теперь, для повышения производительности, здесь нужно задать следующие параметры (кстати, их порядок и название могут незначительно отличаться, в зависимости от версии драйверов и модели видеокарты) .

СГЛАЖИВАНИЕ
Режим сглаживания:
Сглаживание выборки: 2x
Фильтр: Standart
Метод сглаживания: Множественная выборка
Морфологическая фильтрация: Выкл.

ТЕКСТУРНАЯ ФИЛЬТРАЦИЯ
Режим анизотропной фильтрации: Переопределить настройки приложения
Уровень анизотропной фильтрации: 2x
Качество фильтрации текстур: Производительность
Оптимизация формата поверхности: Вкл.

УПРАВЛЕНИЕ ЧАСТОТОЙ КАДРОВ
Ждать вертикального обновления: Всегда выкл.
OpenLG Тройная буферизация: Выкл.

ТЕССЕЛЯЦИЯ
Режим тесселяции: Оптимизировано AMD
Максимальный уровень тесселяции: Оптимизировано AMD

После этого сохраняете настройки и запускаете игру. Количество FPS должно вырасти!

На этом все, всем удачи!

Абсолютно новый интерфейс, улучшения функциональности и производительности

Введение

Мы не слишком часто пишем статьи, посвящённые исключительно обновлению версий видеодрайверов, даже если в специальных версиях и обещают большой прирост производительности в играх, к чему мы уже привыкли. Но бывают и исключения, как это было с драйвером AMD Catalyst Omega, обзор которого вышел на нашем сайте примерно год назад. Та версия была большим обновлением драйверов компании AMD, отличаясь новыми возможностями и приростом производительности во многих популярных играх. После выхода драйвера Catalyst Omega, ПО от компании AMD было скачано более 60 миллионов раз - впечатляющая цифра.

Улучшение драйверов для видеокарт очень полезно, так как современная видеокарта - это не просто аппаратное решение, а программно-аппаратное, ПО в котором является важнейшей частью, которую можно улучшать без необходимости замены аппаратных решений. Драйверы для видеокарт компании AMD под привычным наименованием Catalyst были впервые выпущены уже достаточно давно, первая версия ATI Catalyst появилась ещё в 2002 году, а видеодрайверы для Radeon в целом выпускаются уже более 20 лет.

За это время драйверы для видеокарт стали чем-то большим, чем просто драйверами для устройств, предназначенными исключительно для обеспечения их работоспособности. Теперь в пакет драйверов входит приличный набор программного обеспечения: интерфейсы для пользователей, библиотеки, инструменты, приложения и т.п. Весь этот комплект ПО привычно называют видеодрайвером, но на деле он является уже почти что небольшой графической операционной системой. Неудивительно, что качественное ПО очень важно для игроков, разработчиков игр и профессионалов, работающих с графикой.

Сегодня выходит очередное большое и важнейшее для компании AMD обновление видеодрайверов. Так как это - первый анонс от имени нового подразделения компании Radeon Technologies Group, то ему решили дать новое название - Radeon Software. С привычными драйверами Catalyst мы прощаемся, их эпоха закончилась и началась новая эра. Первая версия драйверов Radeon Software получила название Crimson Edition, и в дальнейшем будут выходить глобальные версии, названные одним из оттенков красного цвета (Crimson - малиновый цвет).

Анонс планируемого выпуска радикально новой версии видеодрайверов вызвал огромный интерес: вышли десятки статей и новостей, написаны тысячи комментариев в соцсетях и форумах. Пользователи видеокарт компании AMD явно ждали новый драйвер с нетерпением. И не зря, ведь он даёт им абсолютно новый пользовательский интерфейс с уменьшенным временем загрузки, новые и улучшенные возможности, в том числе снижение потребления энергии при просмотре видео и несложных играх, а также оптимизации производительности 3D-рендеринга.

За 2015 год вышло три больших релиза WHQL-драйверов и девять бета-версий, все важные игровые проекты вроде GTA V, Star Wars Battlefront, Call of Duty: Black Ops 3 получали оптимизированные версии драйверов со дня их выхода в продажу. Но планы на 2016 год ещё более широкие: запланировано до шести больших релизов WHQL-драйверов, и дополнительные бета-версии по мере необходимости и выхода значимых популярных игр.

Новый пользовательский интерфейс Radeon Settings

Одним из самых важных изменений в новом пакете драйверов стал абсолютно новый пользовательский интерфейс настроек видеокарты и переработанный установщик. В компании AMD переделали утилиту для изменения настроек Catalyst Control Center (CCC), создав абсолютно новый инструмент под названием Radeon Settings. Он получил современный пользовательский интерфейс, довольно простой и понятный, а главное - значительно более быстрый, чем у предшествующего CCC. Добавили в Radeon Settings также и ряд новых функций.

В работе Radeon Settings использует инструментарий для разработки ПО под названием Qt. Так как этот набор библиотек и инструментов кроссплатформенный, то, чисто теоретически, возможен простой перенос кода и на другие операционные системы, например, Android. Но пока что новый пользовательский интерфейс работает во всех операционных системах семейства Windows - в версиях 7, 8.1 и 10.

Из основных улучшений нового драйвера отметим: гораздо меньшее время старта приложения, интуитивный интерфейс настроек графического процессора, новый менеджер настроек и профилей для игровых приложений, новый интерфейс для возможностей разгона GPU, а также изменённые настройки вывода на дисплей, обработки видеоданных и конфигурации многомониторного вывода AMD Eyefinity.

Самое главное в Radeon Software Crimson Edition - полностью переработанный интерфейс настроек и установщика, улучшающие пользовательский опыт при установке, запуске и использовании новой версии ПО. Как театр начинается с вешалки, так и знакомство с любым пакетом драйверов начинается с его установщика. По данным компании AMD, в новой версии время установки сократилось примерно в 1.4-1.5 раза, по сравнению с предыдущим установщиком. Он также получил новый интерфейс - довольно простой и понятный.

Функциональные возможности установщика не изменились - можно примерно так же выбрать необходимые для установки компоненты драйвера. Из необычного (возможно, это верно только для бета-версии, выданной прессе) отметим разве что возможность выбора установки пользовательского интерфейса: или Radeon Settings (AMD Settings) или AMD Control Center (CCC). Зато нам понравилась упрощённая и более понятная полоса прогресса установщика - теперь она одна.

В остальном, кроме упрощения интерфейса и ускорения установки, процесс мало чем отличается от предыдущей версии. А вот запуск самих настроек Radeon Settings после их установки происходит намного быстрее, чем это было в случае неповоротливого CCC. Для запуска Radeon Settings достаточно выбрать соответствующий пункт в контекстном меню рабочего стола Windows или двойного щелчка мышью на специальной красной иконке в системном трее. Также в этом меню можно быстро выбрать профиль для игр и видеоданных.

Новые настройки Radeon Settings запускаются буквально за секунду, общее время запуска приложения сократилось в 2-3 раза, по сравнению с предыдущими версиями, и это реально заметно, особенно при повторном открытии настроек.

Кроме этого, было в разы снижено время инициализации подключенных дисплеев - с 11 до 3 секунд. Если для основного монитора при старте системы это не так важно, то при подключении внешнего дисплея или проектора к ноутбуку такое ускорение можно только приветствовать.

Что касается удобства нового интерфейса, то тут можно отметить снижение количества необходимых действий для того, чтобы добраться до каких-либо настроек. К примеру, для того, чтобы установить предыдущий драйвер, требовалось семь нажатий кнопки мыши, а новый Radeon Software Crimson Edition довольствуется лишь тремя такими нажатиями. Примерно то же самое относится и к самому интерфейсу Radeon Settings.

Давайте для начала рассмотрим все страницы новой панели настроек Radeon Settings. Стартовая страница показана на скриншоте выше, а на следующем показана страница проверки обновлений ПО - это сделано довольно удобно, хотя отдельную страницу для обновлений отдавать было не обязательно:

Переходим к настройкам самой утилиты Radeon Settings - тут есть удобная и востребованная возможность восстановления всех настроек по умолчанию, возможность включения значка в трее, связи с компанией AMD, а также некоторые настройки интерфейса, в том числе возможность отлючения рекламных баннеров (вероятно, задел на будущее).

Кнопка дополнительных настроек вызывает отдельное окно с совершенно иным интерфейсом, знакомым нам по предыдущим версиям CCC - тут можно настроить некоторые дополнительные параметры по работе с дисплеями и звуком, которые (пока что?) не вошли в Radeon Settings:

Но давайте уже перейдём к главным разделам новой утилиты. Первая кнопка с иконкой игрового контроллера вызывает меню с набором профилей игр, найденных драйвером в системе пользователя. Тут же есть и возможность изменения глобальных 3D-настроек качества рендеринга:

С одной стороны - довольно удобно сделаны профили для игр и изменение их настроек, с другой - игры никак не каталогизированы, все они лежат в одном списке-свалке, что не слишком то удобно. Глобальные настройки и настройки для конкретных игр примерно одинаковы и по функциональности мало отличаются от прежних:

Главное визуальное отличие нового интерфейса - он растягивается и окно утилиты меняет размеры на какие угодно (почти, минимальные границы всё равно остались), автоматически перестраивая порядок элементов управления. Это особенно важно и удобно с учётом огромной разницы в разрешениях современных пользовательских устройств.

Увы, но за всё нужно платить - нам кажется, что настройки слегка потеряли в удобстве и наглядности, по сравнению с тем, что было раньше, ведь все элементы управления одинаковы и их местоположение в окне не фиксировано - теперь их придётся искать перед любыми изменениями.

Тут же рядом настраиваются и возможности разгона, привычные по набору настроек, но в новом интерфейсе. На этой панели можно посмотреть текущие частоты, температуру, скорость вентилятора, а также изменить целевые частоты, потребление энергии и скорость вентилятора - всё как обычно.

Следующая панель предназначена для настройки вывода видеоданных - можно как выбрать предустановленный профиль из нескольких, настроенных в AMD, так и настроить свои собственные пользовательские настройки, включив все технологии улучшения качества так, как нужно. Напомним, что некоторые настройки остались в дополнительном меню, вызываемом отдельно (см.выше).

Эта панель настроек предназначена для конфигурирования дисплеев. В данном случае к тестовой системе подключён монитор LG с поддержкой технологии FreeSync, и очень удобной нам показалась индикация частот, в пределах которых будет работать данная технология: от 48 до 75 Гц. Выбор настроек не слишком богат, все остальные вы также можете найти в дополнительном меню.

Нам остаётся лишь посмотреть панель с информацией о программно-аппаратной конфигурации пользовательской системы - она в удобной форме показывает всё необходимое в максимальных подробностях аж на трёх страницах.

В целом, новый интерфейс Radeon Settings достаточно удобен, и к нему вполне можно привыкнуть. Он действительно работает заметно шустрее CCC и потребляет не слишком много памяти. Правда, если открывать много вкладок после запуска, то потребление системной памяти может дойти до 175-200 МБ, что многовато даже по современным меркам.

А теперь поговорим о субъективных недостатках. Из отмеченных нами недоработок - отсутствие (или мы не нашли) прямого выбора языка интерфейса - используется исключительно установленный в системе. Было бы неплохо иметь возможность установки английского интерфейса, и даже не из-за того, что перевод неидеален, а потому, что многие русские слова слишком длинные для такого интерфейса и не входят в коротенькие блоки. Также нам не понравилось то, что нельзя отключить модную нынче полупрозрачность интерфейса.

А ещё нам не хватает дополнительной функциональности, вроде мониторинга температур, частот, напряжений и других параметров с их выводом на экран при игре или в виде графиков, как это сделано в сторонних утилитах. Кроме того, несмотря на уверения в лучшей стабильности новой панели настроек, работа приложения в неактивном режиме несколько раз завершалась без каких-либо действий со стороны пользователя - есть над чем ещё поработать:

Впрочем, весьма вероятно, что эта проблема относится к издержкам предварительной бета-версии, предназначенной для ознакомления, так что мы не будем сильно придираться, понадеявшись на то, что финальная версия Radeon Software Crimson Edition будет лишена этих досадных недоработок.

Из того, что остаётся добавить по теме - новая утилита для деинсталляции драйверов AMD и очистки системы от их «хвостов» - . Эта утилита удаляет все предыдущие установленные драйверы AMD Catalyst, включая видео- и аудиодрайверы, а также чистит оставленные ими файлы и записи в реестре. Полезная штука.

Оптимизация производительности

А вот и ещё один интересный раздел - повышение скорости рендеринга в играх является одним из самых ожидаемых для всех пользователей. Особенно велики такие ожидания при выходе специальных версий, вроде Catalyst Omega или Crimson Edition. В случае Catalyst Omega, оптимизации производительности были проведены в большем объеме, чем обычно, а вот для Crimson Edition основным изменением всё же стал новый интерфейс. Но и улучшения в скорости 3D-рендеринга и общем повышении комфорта в AMD нам также пообещали.

Radeon Software Crimson Edition обеспечивает улучшение производительности практически всем пользователям видеокарт Radeon, но в разном размере и в зависимости от условий. К примеру, прирост в частоте кадров для одного из популярных DirectX 12 бенчмарков Fable Legends составляет 7-20%, в зависимости от разрешения: FullHD или 4K, в последнем случае увеличение производительности будет меньше. Этот тест был проведён на системе с видеокартой AMD Radeon R9 Fury X, сравнивались драйверы Radeon Software Crimson Edition с довольно старым уже выпуском AMD Catalyst 15.7.1.

Но не бенчмарками едиными, представителями AMD также отмечаются солидные приросты скорости и в современных играх. К примеру, прирост в средней частоте кадров в игре Call of Duty: Black Ops 3 составляет около 6-8%, в зависимости от разрешения. В данном случае Radeon Software Crimson Edition сравнивается уже с AMD Catalyst 15.10 Beta.

На данной диаграмме указаны приросты в нескольких популярных играх последнего времени, полученные при установке драйверов Radeon Software Crimson Edition, по сравнению с Catalyst 15.10 Beta. Также отмечают и улучшения в скорости рендеринга в операционной системе Linux. Приросты от Radeon Software Crimson Edition в этой системе чаще всего составляют около 10-15%, но иногда дело доходит и до 50-55% (для игры Total War).

Как обычно, AMD сравнивает скорость рендеринга на новейших драйверах и довольно старых версиях, вроде Catalyst 15.7.1 и 15.10, да и приросты не слишком велики даже по данным самой AMD. Нам кажется, что куда интереснее было бы сравнить скорость свежей версии с более актуальными драйверами, в том числе последней доступной на сайте компании бета-версией Catalyst 15.11.1 Beta, что мы и сделали самостоятельно. Также мы взяли ещё одну старую версию - 15.9.1 Beta.

Набор игр для нашего собственного экспресс-теста получился таким: Star Wars Battlefront, Fallout 4 и Call of Duty: Black Ops 3 . Для наших измерений мы использовали видеокарту модели Radeon R9 380 и тестовую систему на базе топового процессора Intel под управлением операционной системы Windows 7 SP1, взяли разрешение 1920×1080 и старались выставить максимальные игровые настройки (кроме весьма требовательной Call of Duty: Black Ops 3, где были выставлены настройки уровня High). Посмотрим, получились ли у нас приросты скорости в этих играх?

Как видим, небольшие приросты в самых современных играх всё-таки есть, правда они совсем незначительны, если сравнивать Crimson Edition с последней доступной бета-версией Catalyst. Но по сравнению с не самым новым драйвером версии 15.9.1, тестовая видеокарта AMD получила дополнительные 5-25% прироста к скорости. Вероятно, для Call of Duty: Black Ops 3 драйвер уже успели оптимизировать ранее, но остальные игры ускорились прилично. А вот если сравнивать новинку с Catalyst 15.11.1 Beta, то приросты в играх оказались в пределах погрешности измерения - до 2-4%.

Посмотрим на графики частоты кадров в указанных выше играх, полученные в результате тестирования:

Графики производительности в протестированных играх подтверждают наши выводы - особого улучшения производительности по сравнению с последним доступным видеодрайвером Catalyst 15.11.1 Beta не отмечено. А вот драйвер устаревшей версии 15.9.1 явно отстаёт от них практически во всех использовавшихся для тестов играх.

Кэширование шейдеров

Но не только частотой кадров измеряется комфорт пользователя, есть и другие показатели, которые были улучшены в новом драйвере Crimson Edition. К примеру, отметим появление возможности кэширования шейдеров - хранение скомпилированного кода шейдеров на накопителе, что может ускорить загрузку и исполнение многих игровых проектов, использующих DirectX 10 и DirectX 11.

Почему кэширование шейдеров вообще нужно? Многие игры сейчас представляют открытый «бесшовный» мир, шейдеры в котором посылаются в видеодрайвер прямо во время игры, а ведь их ещё нужно скомпилировать, что может вызывать рывки в частоте кадров и большее время загрузки уровней и миссий. Шейдерный кэш же хранит ранее скомпилированные шейдеры и быстро достаёт их из хранилища по мере необходимости уже в готовом виде, что требует меньше работы для CPU и видеодрайвера. В результате снижается время загрузки игр и уровней, а также устраняются некоторые из резких падений производительности (скачков частоты кадров) во время игры.

Использование шейдерного кэша устанавливается в игровых профилях, а информация хранится в каталоге AppDataLocalAMDDXCache. Для некоторых игр Shader Cache уже включен в их профилях по умолчанию, но его всегда можно отключить в менеджере 3D-настроек Radeon Settings.

Это всё слова, а что с реальным временем загрузки, действительно ли оно уменьшается? По данным компании AMD, включение шейдерного кэша вызывает значительное снижение времени повторной загрузки (когда в кэше уже есть скомпилированные шейдеры) в таких играх, как Bioshock Infinite и Star Wars Battlefront. Загрузка бенчмарка в первой игре без кэширования шейдеров составляет 11.35 секунд, а с включенным кэшем уже лишь 9.96 секунд, что на 12% меньше. Для Star Wars Battlefront время загрузки уровня Survival - Endor с кэшированием шейдеров и вовсе происходит на 34.5% быстрее - она происходит за 11.2 секунды вместо 17.10 секунд. Неплохие приросты!

Что касается улучшения плавности прямо в процессе геймплея, то ещё одним сценарием, в котором помогает шейдерный кэш, являются игры, посылающие шейдеры для исполнения прямо по мере прохождения игры, а не при загрузке уровня. В таком случае, возможны рывки производительности за счёт того, что CPU исполняет работу по компиляции шейдерного кода прямо во время игры. Шейдерный кэш значительно снижает возможность появления подобных проблем, связанных именно с компиляцией шейдеров.

Как вы видите в середине графика, с отключенным кэшированием шейдеров в игре Call of Duty: Advanced Warfare (настройки High Quality, включено сглаживание SMAA T2X при 4K-разрешении) на конфигурации из пары видеокарт Radeon R9 390X в режиме CrossFire хорошо заметен момент компиляции шейдера при отключенном кэшировании. Значение 2149 мс для рендеринга кадра означает весьма ощутимые «тормоза» в игровом процессе - более двух секунд на экране был показан один кадр, и действия игрока всё это время никак на нём не отображаются. Включение кэша шейдеров приводит к тому, что пик падения скорости рендеринга значительно уменьшается, и в результате пользователь видит сравнительно плавный видеоряд.

Улучшения в технологии frame pacing

Поддержка более плавного многочипового рендеринга при помощи технологии frame pacing появилась в драйверах AMD довольно давно, ещё со времени Catalyst 13.12. Технология работает для CrossFire-конфигураций, состоящих из выделенных настольных GPU и при сочетании мощностей APU и GPU при работе над рендерингом - в конфигурациях AMD Dual Graphics. Новая версия Radeon Software Crimson Edition переносит эту технологию на игры, использующие не только DirectX 10 и 11, но и DirectX 9, в том числе во многие игры, известные в качестве киберспортивных.

На графике показаны времена работы над рендерингом кадров в игре The Elder Scrolls V: Skyrim, использующей DirectX 9 на тестовой CrossFire-системе, состоящей из пары видеокарт Radeon R9 Fury X - как видите, неприятные для комфорта изменения времени рендеринга кадров, типичные для ранних многочиповых систем, в данном случае отсутствуют. Технология работает на всех поддерживаемых графических процессорах компании AMD, а также на старших моделях APU A8.

Улучшения технологии FreeSync

Мы уже не раз рассказывали о технологии динамически изменяемой частоты обновления AMD FreeSync, которая устраняет такие артефакты при выводе последовательности кадров, как разрывы изображения («tearing», появляется при отключении вертикальной синхронизации - V-Sync off) и устраняет задержки и неплавный вывод кадров при включении синхронизации (в случае включенной синхронизации V-Sync on).

Radeon Software Crimson Edition приносит поддержку этой технологии для CrossFire-конфигураций в DirectX 9 игры, в этой версии появилась компенсация низкой частоты кадров, а также в AMD объявили, что работают с производителями мониторов над включением возможности динамической синхронизации FreeSync при подключении дисплеев по HDMI.

Больше всего нас интересует компенсация низкой частоты кадров Low Framerate Compensation (LFC) . Когда частота кадров падает ниже минимально поддерживаемой частоты обновления дисплеем с поддержкой FreeSync, специальный адаптивный алгоритм автоматически изменяет выходные кадры и их частоту обновления так, чтобы снизить неприятные рывки из-за падения частоты кадров.

Иными словами, при FPS ниже минимальной частоты обновления и включенной вертикальной синхронизации (VSync on) FreeSync ранее не работал, что вызывало неплавность в смене кадров. Но теперь, с включением LFC, смена кадров будет плавной. При отключенной синхронизации в тех же условиях наблюдаются разрывы кадра (так называемый tearing), а включение LFC его снижает.

Никакой настройки со стороны пользователя или обновления монитора не требуется, эта возможность автоматически включена на всех мониторах с поддержкой FreeSync, максимальная частота обновления у которых вдвое или более превосходит минимальную. К примеру, в нашем тестовом мониторе LG минимальная частота обновления 48 Гц, а максимальная - 75 Гц, и эта технология работать не будет, так как 75/48=1,5625, что меньше двух раз. Увы.

Оптимизация энергопотребления

В последнее время весьма важным является вопрос энергоэффективности, особенно для решений компании AMD, которые по этому вопросу явно не среди лидеров. Новый драйвер Radeon Software Crimson Edition включает некоторые оптимизации энергопотребления, в определённых условиях (при просмотре видеороликов и игре в нетребовательные игровые проекты) улучшающие эти показатели для видеокарт Radeon, включая модели Radeon R7 360, R9 380, R9 390 и R9 Fury.

К примеру, явное снижение потребления энергии достигается при просмотре видеоданных в высоком разрешении. Экономия энергии в таком случае весьма ощутима, и выльется она в том числе и в снижении шума от системы охлаждения видеокарты и корпусной, если она регулируется в зависимости от температуры внутри ПК. На следующем графике показано изменение энергопотребления при просмотре потокового видео с YouTube в FullHD-разрешении на 4K-дисплее.

Сравнивается потребление энергии системой на основе процессора Intel Core i7 5960X и видеокарты Radeon R9 Fury X, при установке драйверов Catalyst 15.7.1 и Radeon Software Crimson Edition. Новая версия позволяет значительно снизить энергопотребление в таком случае, потребление самим GPU снижается в разы, да и общая энергоэффективность системы также заметно улучшена.

Приличного улучшения энергоэффективности можно добиться и в некоторых играх при помощи технологии Frame Rate Target Control (FRTC) , позволяющей установить целевую частоту кадров, снизив и нагрузку на GPU и его энергопотребление. Мы уже писали об этой технологии, которая появилась ещё в Catalyst 15.7, она позволяет снизить потребление энергии графическим процессором, так как ему не нужно будет делать лишнюю работу, получая бесполезную сверхвысокую частоту кадров. Вместо этого, GPU будет потреблять меньше энергии и выделять меньше тепла, что приведёт к меньшему шуму от кулера.

Важно, что FRTC работает не только в 3D-сценах, но и на экранах загрузки и в игровых меню, где FPS очень часто достигает заоблачных частот, а GPU выполняет кучу бесполезной работы. По понятным причинам, FRTC больше всего применим в «лёгких» играх, где нагрузка на GPU невелика, вроде старых проектов, или если подключенный к сравнительно мощной системе монитор имеет низкое разрешение.

В Crimson Edition появилась более широкая поддержка игр и расширен диапазон целевой частоты кадров. Теперь поддерживаются все приложения, использующие DirectX версий 9, 10 и 11 (раньше версия D3D9 просто не поддерживалась), а целевая частота кадров может быть в рамках от 30 до 200 FPS. На следующей диаграмме показано улучшение энергоэффективности, достигнутое при помощи включения FRTC в игре Rocket League, использующей DirectX 9, в разрешении 1920×1080.

Мощная система на основе видеокарты AMD Radeon R9 Fury X при отсутствии ограничений FPS потребляет 297 Вт, из которых 175 Вт приходится на Fury X, а ограничение частоты кадров, выставленное на 90 FPS, даёт лишь 172 Вт и 61 Вт, соответственно. Налицо общая экономия 125 Вт при использовании Radeon Software Crimson Edition.

Технология FRTC была улучшена и для игровых приложений, использующих DirectX 10 и DirectX 11. Хотя её поддержка появилась ещё в Catalyst 15.7.1, модификации Radeon Software Crimson Edition позволяют добиться лучшей эффективности, по сравнению со старыми версиями драйверов. Так, в игре Bioshock Infinite в разрешении 4K при использовании мощнейшей видеокарты Radeon R9 Fury X и ограничении частоты кадров на уровне 60 FPS, достигается экономия до 107 Вт при использовании Radeon Software Crimson Edition, хотя Catalyst 15.7.1 позволяет сэкономить лишь 50 Вт. Примерно то же самое и с игрой Sniper Elite в тех же условиях, но с ограничением FPS до 55 - Crimson Edition экономит 190 Вт энергии, а старая версия Catalyst лишь 90 Вт. Улучшение энергоэффективности налицо!

Улучшения по воспроизведению видеоданных и выводу изображения

Из новых возможностей Radeon Software Crimson Edition мы отметим и некоторые улучшения, предназначенные для увеличения качества воспроизведения видеоданных. В новых драйверах появились технологии адаптивного изменения контрастности и улучшенное масштабирование directional scaling. В новой версии драйверов компании AMD есть шесть предустановленных профилей, а также профиль по умолчанию и пользовательские настройки

При выборе профиля изменяются некоторые настройки, в зависимости от разрешения экрана, воспроизводимого контента и используемого плеера. При настройках по умолчанию, все дополнительные технологии обработки изображения отключены. В пользовательском режиме можно выбрать любое значение резкости, цветовой насыщенности, технологий steady video и fluid motion.

Новая возможность, появившаяся в Crimson Edition - направленное масштабирование (directional scaling), она призвана улучшить плавность линий на гранях в изображении при отображении картинки низкого разрешения на современных дисплеях - при проигрывании видеоданных разрешения 1080p на 4K-мониторах. Говоря по-простому, технология позволяет значительно уменьшить «лесенки» на изображении, получаемые при обычных алгоритмах масштабирования. Проще всего это понять на примере (имитация):

Алгоритм направленного масштабирования отображает 1080p контент на 4K-дисплеях более качественно, он использует адаптивный направленный фильтр, улучшающий грани и устраняющий «лестничность» на изображении. Для работы этого фильтра потребуется видеокарта серии Radeon R9 Fury Series или Radeon Nano, а также поддерживаемые браузеры и медиаплееры. Технология автоматически включается при проигрывании видеоданных в разрешении 1080p на 4K-дисплеях.

С выходом Crimson Edition алгоритм динамической контрастности для видеоданных стал адаптивным, изменяемым в зависимости от содержимого видео. Адаптивная динамическая контрастность позволяет увеличить общую контрастность изображения, оставляя нетронутыми тёмные области, чтобы изображение на них оставалось видимым. Динамическая контрастность зависит от выбранного видеопрофиля, и по умолчанию выключена. Для работы алгоритма адаптивной контрастности для видеоданных потребуется видеокарта Radeon R9 285, R9 380(X) или серии R9 Fury.

Некоторые из продвинутых возможностей по обработке видеоданных, ранее недоступные на гибридных процессорах, стали работать на APU шестого поколения с TDP 35 Вт, такими как AMD FX-8800P и AMD A10-8700P. В число возможностей входит снижение смазывания изображения, уплавнение частоты кадров и продвинутый фильтр для улучшения детализации. Первые две возможности работают при проигрывании Blu-Ray дисков при помощи CyberLink PowerDVD 15.

В новых драйверах Crimson Edition появилась поддержка добавления пользовательских разрешений, что позволяет создать свой собственный режим, изменяя тайминги, частоту обновления и т.д. Эта возможность доступна в дополнительных настройках Radeon Settings, вызываемых в отдельном окне.

Возможность создания пользовательских разрешений при помощи Radeon Crimson Software Edition доступна для всех графических процессоров AMD Radeon, работающих в операционных системах Windows 7, 8.1 и 10.

Появилась и ещё одна интересная возможность - виртуальное повышение разрешения не только для 3D-приложений, но для всех задач, в том числе рабочего стола Windows 10. Эта возможность позволяет получить больше пространства на дисплее при использовании Windows 10 и монитора с высоким разрешением и плотностью пикселей более 150 DPI.

Технология VSR может быть использована для установки большего разрешения рабочего стола на дисплее меньшего разрешения, что может быть полезно в некоторых случаях - например, при выводе одного и того же изображения высокого разрешения на двух мониторах с разным разрешением, или для задач, требующих как можно большего пространства, вроде больших таблиц, редактирования видео и фотографий, при программировании и в других случаях.

Например, на ноутбуке, имеющем экран с разрешением 1920×1080 пикселей и 150 DPI, вы сможете выставить разрешение 2560×1440 пикселей, чтобы получить больше места для расположения окон на рабочем столе.

Новое для разработчиков

В стабильной работе и богатой функциональности драйверов для видеокарт заинтересованы не только игроки и другие пользователи решений AMD, но и разработчики программного обеспечения - 3D-игр в частности. Для них одной из хороших новостей будет появление поддержки технологии AMD LiquidVR в драйвере Crimson Edition - это первый публично доступный драйвер с такой функциональностью.

Инициатива компании AMD по внедрению и улучшению средств виртуальной реальности позволяет разработчикам использовать некоторые новые возможности драйверов, связанные с работой VR-устройств: affinity multi-GPU (пара GPU работает каждый над своим полукадром VR-изображения), Direct to Display (упрощение подключения шлемов виртуальной реальности), Latest Data Latch (снижение задержек с быстрой отправкой в GPU данных), асинхронное исполнение шейдеров Asynchronous Shaders. Технология LiquidVR требует применения операционных систем Windows 7 и Windows 10, поддерживаются графические процессоры Radeon R9 290, Radeon R9 390 и Radeon R9 Fury, а также двухчиповые конфигурации.

Пару слов об асинхронном исполнении шейдерного кода, которым по праву гордится компания AMD. Все их решения, основанные на графических процессорах архитектуры GCN, имеют аппаратную поддержку в виде специальных движков Asynchronous Compute Engine, асинхронно исполняющих поступающие команды. Аппаратная реализация имеет значительное преимущество перед программным подходом конкурентов, и позволяет повысить производительность в том случае, когда одновременно выполняются различные типы вычислений.

Эта возможность уже сейчас широко используется некоторыми игровыми разработчиками, в том числе консольными, но не только - асинхронное исполнение шейдеров полезно и для применений виртуальной реальности. Так как больший параллелелизм исполнения различных вычислений приводит и к снижению задержек, что жизненно важно для комфорта пользователей, использующих шлемы виртуальной реальности.

Кроме громкой в последнее время темы VR, в новой версии драйверов Radeon Software Crimson Edition появилась поддержка некоторых опциональных возможностей, включённых в состав OpenCL 2.0 (Open Computing Language) - общепринятого индустриального стандарта для высокопроизводительных вычислений общего назначения. В числе этих возможностей 32-битная поддержка адресного пространства Generic Address Space (только в Windows), поддержка буферов объёмом более 4 ГБ, поддержка изображений с mipmap-уровнями и карт глубин.

Упомянем еще одно важное решение для разработчиков, которое продвигает компания AMD. Буквально несколько дней назад был выпущен AMD CodeXL 1.9 - набор утилит для полноценной работы по профилированию, анализу и поиску ошибок в ПО для 3D-разработчиков. CodeXL работает как будучи интегрированным в пакет Microsoft Visual Studio, так и отдельно, и не требует внедрения специального кода в исследуемые приложения.

Новые возможности, появившиеся или улучшенные в этой версии CodeXL: профилирование энергопотребления (потребление энергии, частоты, напряжение и температура ядер в реальном времени, в том числе отдельно по компонентам APU: видеоядро и универсальные вычислительные ядра) для более чем двух графических процессоров одновременно, статический анализ, написание OpenGL-шейдеров на Linux, поиск ошибок (GPU Debugging) в приложениях HSAIL, поддержка операционной системы Ubuntu 15.04 и исправление найденных ошибок.

Исправление ошибок предыдущих версий Catalyst

Чтобы добиться лучшего качества и стабильности, в компании провели вдвое больше автоматизированных тестов драйвера по сравнению с драйвером Catalyst Omega, на четверть больше времени было потрачено на пользовательское тестирование при использовании на 15% большего количества различных программно-аппаратных конфигураций.

Более того, в AMD решили продолжить практику обращения к пользователям о том, какие проблемы необходимо решить первыми по их мнению. В этом году, перед выходом Crimson Edition, они опросили сообщество пользователей решений AMD, и создали список из десятка самых важных вопросов к существующим версиям драйверов. Для их решения в компании создали отдельную команду, которая и занималась отловом таких ошибок и их устранением, и все эти проблемы были успешно решены в обсуждаемой версии драйверов.

Вот список десяти самых важных исправлений в драйвере Crimson Edition:

  • Запуск игрового приложения с одновременным проигрыванием видеоролика на отдельном дисплее мог вызвать зависание системы
  • Технология FreeSync иногда не работала в случае, если игра была запущена одновременно с проигрыванием некоторых типов видеоданных, вроде потокового видео с YouTube
  • Для пары видеокарт Radeon 295X2 могла быть недоступной опция включения и выключения CrossFire-конфигурации при помощи CCC
  • Приложение Autodesk 3ds Max 2016 иногда зависало при использовании видеокарт семейства Radeon
  • Наблюдалось отображение чёрного экрана во время загрузки операционной системы Windows 10 в промежутке между выводом логотипа Windows и окна входа пользователя в Windows
  • Игра Diablo 3 непредсказуемо вылетала на уровне Act 2 Desolate Sands
  • Игра GTA V завершала работу на некоторых конфигурациях с видеокартой Radeon R9 390X
  • Могла происходить ошибка при установке последних версий драйверов на некоторые видеокарты серии Radeon R9 380
  • Игра Ashes of the Singularity непредсказуемо завершала работу на некоторых моделях видеокарт серии Radeon 300, имеющих 2 ГБ видеопамяти
  • Проигрывание видеоданных в формате MPEG2 вызывало ошибку проигрывания или декодирования видео

Заключение

Подводя итоги нашего обзорного материала, посвященного описанию возможностей абсолютно новой версии видеодрайвера AMD Radeon Software Crimson Edition, можно отметить, что программная новинка компании действительно серьёзно отличается от предыдущих версий драйвера, имеющих название Catalyst, дает пользователям и разработчикам некоторые новые возможности, улучшая уже имеющиеся.

В новой версии драйвера, получившей название Radeon Software Crimson Edition, была также улучшена стабильность и исправлены самые серьёзные ошибки предыдущих версий, в том числе подсказанных пользователями. Также была немного увеличена производительность 3D-рендеринга в самых современных играх в некоторых условиях, хотя и незначительно, по сравнению с самой последней бета-версией Catalyst.

Главное, что нужно выделить среди новинок первого издания Radeon Software - абсолютно новый интерфейс для настроек видеодрайвера под названием Radeon Settings. Да, без недостатков он не обошёлся, но новый интерфейс явно выглядит куда современнее старого CCC, он масштабируется на различные разрешения и размеры окон, имеет несколько новых возможностей и настроек. Кроме этого, пользоваться им во многом удобнее, так как было значительно сокращено время запуска конфигурационной утилиты и установки драйвера в целом.

Отдельно можно выделить улучшения по повышению качества проигрывания видеоданных: специальных алгоритмов постобработки, повышающей качество изображения, повышению комфорта и плавности частоты кадров при игре с появлением шейдерного кэша и улучшения технологии frame pacing для многочипового рендеринга и т.д. Также отметим улучшения в технологии динамически изменяемой частоты обновления AMD FreeSync и увеличения энергоэффективности при просмотре видеоданных и в играх с применением технологии ограничения частоты кадров FRTC - они позволяют понизить потребление энергии системой в случае наличия значительного запаса производительности.

Для разработчиков новая версия драйверов также не пройдёт бесследно, ведь в ней впервые появилась публичная поддержка технологий виртуальной реальности LiquidVR, некоторых новых функций вычислительного стандарта OpenCL 2.0, поддержка новых версий утилиты CodeXL, а также многое другое.

Будем надеяться, что подразделение Radeon Technologies Group продолжит улучшение как программной, так и аппаратной части графических решений компании AMD, а также внедрение в них новых технологий и возможностей. Финальный драйвер будет доступен для скачивания .